
Люблю колокольный звон. Что, впрочем, неудивительно. Уверена, радость и даже ликование от размеренного благовеста и веселого перезвона испытывает каждый православный. А у меня есть еще и личная составляющая такого отношения к колоколам. Ведь много лет назад я вышла замуж за звонаря. И всё, что связано со звонами и колокольней, стало частью и моей жизни.
Среди множества наших колокольных историй есть особая. Её я вспоминаю каждый раз, когда слышу звоны Храма Христа Спасителя.
В конце прошлого столетия нам посчастливилось быть свидетелями возрождения этой святыни. Удивительно быстрого возведения её стен. И радостного возвращения её голоса. Еще до полного окончания строительства стали отливать колокола. Сначала — самый большой. Царский!
Трудно представить, каким образом подобного гиганта смогли поднять на храм-памятник в 19 веке. Даже с современной техникой это оказалось делом непростым. И очень волнительным.
Прямо у стен храма Святейший Патриарх Алексий II совершил молебен и освящение новоотлитого колокола. А потом начался подъем этого бронзового великана.
Никогда не забуду напряжение, которое мы тогда испытали. Стояли внизу на земле, не отрывая глаз от медленно поднимавшегося к небу колокола, и непрерывно пели вместе с хором: «Господи, помилуй... Господи, помилуй... Господи, помилуй!» По-другому молиться в эти минуты не могли, в волнении повторяли самое краткое и самое сердечное.
Что же чувствовал тогда рабочий, сидевшем в кабине подъемного крана! Несмотря на колоссальные размеры груза, крановщику предстояла по-настоящему ювелирная работа. Аккуратно, не раскачав, вознести 30 тонн металла и с абсолютной точностью там, на 50-метровой высоте, поставить их на выдвинутую из звонницы платформу с рельсами.
«Господи, помилуй... Господи, помилуй!» — не переставая, стучали наши сердца.
Слава Богу, подъем благополучно закончился. Царский колокол медленно въехал в звонницу и занял свое место именно в том положении, как благословил Патриарх. На Кремль с барельефа на колоколе смотрел Спаситель. С других сторон на столицу взирали Богородица и Иоанн Предтеча, а также цари — Александр I, Николай I и Александр II.
Молившиеся — и священство, и простой люд — заулыбались, облегчённо выдохнули и перекрестились, благодаря Бога. А из кабины крана спустился счастливый герой дня. Его ярко-красная рубаха на спине оказалась насквозь мокрой от пережитого им колоссального напряжения.
— Лен, что это ты поёшь? — прислушиваясь, наклонился ко мне удивлённый супруг. И через секунду уже радостно пел вместе со мной: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» На смену треволнению пришло ликующее, пасхальное настроение!
Милостью Божией за последующие годы мне много раз доводилось слышать Царский колокол, причем находясь совсем рядом с ним, наверху храма. Думаете, потому что я жена звонаря? На самом деле, такую радостную возможность имеет любой православный христианин каждый год в пасхальные дни. Послушать да самому позвонить. Испытать то состояние, когда на звучание мощного церковного инструмента душа отзывается: «Воистину воскресе Христос!»
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений