
— Давай, Авель! Расправь крылья! Вот так. Ну же, лети! Хорошо. Ты справишься, Авель, всё получится.
Когда мы слышим имя Авель, на ум приходит известная библейская история о двух братьях, сыновьях Адама и Евы. Художественно переосмысленная, она легла в основу австрийского кинофильма «Братья ветра», фрагмент из которого только что прозвучал. Но почему у Авеля — крылья и куда он должен лететь? Всё просто: Авель — горный орёл. Маленького, едва оперившегося, его вытолкнул из гнезда родной брат. Птенец чудом выжил. Его нашёл сын местного охотника Лукас. Накануне мальчик читал Библию, как раз ту самую историю про братьев. И решил назвать орлёнка Авелем. Лукас подобрал птенца, вырастил и даже научил летать.
Картину о дружбе мальчика с птицей в 2015 году снял режиссёр Херардо Оливарес. История, которую он воплотил на экране, разворачивается в австрийских Альпах, на фоне красивейших горных пейзажей. Хочется отметить и талантливую операторскую работу: после просмотра фильма ещё долго не оставляет ощущение полёта. Съёмки настолько яркие и динамичные, а природа в кадре — прекрасная и удивительная, что буквально захватывает дух.
Историю Лукаса и Авеля рассказывает нам старый егерь по имени Данзер — его сыграл известный французский актёр Жан Рено. Диалогов в картине совсем не много: большинство из происходящего на экране попросту не нуждается в комментариях или репликах, и говорит само за себя. Мы не просто наблюдаем за тем, как мальчик трогательно заботится о выпавшем из гнезда птенце и помогает ему вырасти и окрепнуть. Мы становимся свидетелями роста самого главного героя. Видим, как преображаются душа и сердце Лукаса. Это очень хорошо видно в эпизоде, когда Данзер напоминает Лукасу о том, что пришло время отпустить Авеля на волю. Слова егеря заставляют мальчика глубоко задуматься о том, что значит — любить бескорыстно, ища блага не для себя, а для ближнего.
— Пришло время, Лукас. Вернуть Авеля в его мир.
— Нет!
— Авелем движут инстинкты. И память о том, как жить в дикой природе. Если ты оставишь его, это его стремление затухнет, и он не сможет вернуться к горе. И никогда не станет свободным. Этого ты хочешь?
Лукас отпускает орла на волю. И с удивлением обнаруживает, что не потерял, а приобрёл! Приобрёл радость от того, что Авель теперь счастлив в своей родной стихии. И надежду на то, что когда-нибудь они обязательно встретятся.
Интересно, что орла Авеля наряду с Лукасом тоже можно полноправно назвать главным героем кинофильма. И снова поражаешься таланту оператора, сумевшего показать птицу существом чувствующим, понимающим и благодарным. И мастерству режиссёра Херардо Оливареса, который с помощью удивительно красивой и трогательной истории продемонстрировал, что преодолеть инстинкты под силу любому живому существу, если сердце его наполнено любовью, надеждой и верой. Этот мотив очень ярко звучит в одном из финальных эпизодов картины «Братья ветра», когда Лукас даёт понять своему отцу, что надеется на возвращение Авеля.
— Это нужно прекратить. Тебе его не найти.
— Он здесь... где-то.
— Откуда тебе знать?
— Мне не нужно знать. Я должен верить.
«Вера горами движет» — эта поговорка, по сути повторяющая евангельские слова Христа, приходит на ум после просмотра удивительной картины «Братья ветра». В которой есть и горы, и вера человека в доброту и любовь, которые обязательно возвращаются к тому, кто искренне и бескорыстно отдаёт их другим.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема