
— Давай, Авель! Расправь крылья! Вот так. Ну же, лети! Хорошо. Ты справишься, Авель, всё получится.
Когда мы слышим имя Авель, на ум приходит известная библейская история о двух братьях, сыновьях Адама и Евы. Художественно переосмысленная, она легла в основу австрийского кинофильма «Братья ветра», фрагмент из которого только что прозвучал. Но почему у Авеля — крылья и куда он должен лететь? Всё просто: Авель — горный орёл. Маленького, едва оперившегося, его вытолкнул из гнезда родной брат. Птенец чудом выжил. Его нашёл сын местного охотника Лукас. Накануне мальчик читал Библию, как раз ту самую историю про братьев. И решил назвать орлёнка Авелем. Лукас подобрал птенца, вырастил и даже научил летать.
Картину о дружбе мальчика с птицей в 2015 году снял режиссёр Херардо Оливарес. История, которую он воплотил на экране, разворачивается в австрийских Альпах, на фоне красивейших горных пейзажей. Хочется отметить и талантливую операторскую работу: после просмотра фильма ещё долго не оставляет ощущение полёта. Съёмки настолько яркие и динамичные, а природа в кадре — прекрасная и удивительная, что буквально захватывает дух.
Историю Лукаса и Авеля рассказывает нам старый егерь по имени Данзер — его сыграл известный французский актёр Жан Рено. Диалогов в картине совсем не много: большинство из происходящего на экране попросту не нуждается в комментариях или репликах, и говорит само за себя. Мы не просто наблюдаем за тем, как мальчик трогательно заботится о выпавшем из гнезда птенце и помогает ему вырасти и окрепнуть. Мы становимся свидетелями роста самого главного героя. Видим, как преображаются душа и сердце Лукаса. Это очень хорошо видно в эпизоде, когда Данзер напоминает Лукасу о том, что пришло время отпустить Авеля на волю. Слова егеря заставляют мальчика глубоко задуматься о том, что значит — любить бескорыстно, ища блага не для себя, а для ближнего.
— Пришло время, Лукас. Вернуть Авеля в его мир.
— Нет!
— Авелем движут инстинкты. И память о том, как жить в дикой природе. Если ты оставишь его, это его стремление затухнет, и он не сможет вернуться к горе. И никогда не станет свободным. Этого ты хочешь?
Лукас отпускает орла на волю. И с удивлением обнаруживает, что не потерял, а приобрёл! Приобрёл радость от того, что Авель теперь счастлив в своей родной стихии. И надежду на то, что когда-нибудь они обязательно встретятся.
Интересно, что орла Авеля наряду с Лукасом тоже можно полноправно назвать главным героем кинофильма. И снова поражаешься таланту оператора, сумевшего показать птицу существом чувствующим, понимающим и благодарным. И мастерству режиссёра Херардо Оливареса, который с помощью удивительно красивой и трогательной истории продемонстрировал, что преодолеть инстинкты под силу любому живому существу, если сердце его наполнено любовью, надеждой и верой. Этот мотив очень ярко звучит в одном из финальных эпизодов картины «Братья ветра», когда Лукас даёт понять своему отцу, что надеется на возвращение Авеля.
— Это нужно прекратить. Тебе его не найти.
— Он здесь... где-то.
— Откуда тебе знать?
— Мне не нужно знать. Я должен верить.
«Вера горами движет» — эта поговорка, по сути повторяющая евангельские слова Христа, приходит на ум после просмотра удивительной картины «Братья ветра». В которой есть и горы, и вера человека в доброту и любовь, которые обязательно возвращаются к тому, кто искренне и бескорыстно отдаёт их другим.
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.