
«Смысл брака в том, чтобы приносить радость» — эти слова императрица Александра Фёдоровна, супруга последнего русского царя Николая Второго, не просто записала в своём личном дневнике, но и собственной рукою подчеркнула. Женщина, ставшая для нескольких поколений эталоном верной, любящей и преданной жены, императрица много размышляла о смысле супружества и часто переносила свои мысли на бумагу, подкрепляя их цитатами из Евангелия, святоотеческой литературы, словами известных философов и мыслителей. В издательстве Храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище решили собрать вместе рассуждения на тему семьи и брака из дневников Александры Фёдоровны. Получилась небольшая, но очень интересная и полезная книга под названием «Брак — благословение Божие человеку».
В то, что так и есть на самом деле, императрица не просто искренне верила, но и воплощала это всей своей жизнью. И хотя на долю царственных супругов выпало немало тяжелейших испытаний, их семейный союз оставался крепким не только несмотря на невзгоды и тяготы, но и перед лицом самой смерти. «У императрицы, кажется, был какой-то особенный секрет» — с претензией на сенсацию в один голос твердят, рассуждая о семейном счастье Александры Фёдоровны, многочисленные женские интернет-порталы. А она, между тем, ни от кого свой «секрет» никогда не скрывала. Ставила во главу собственного брака истинно христианские ценности и добродетели — любовь, терпение, жертвенность, сострадание — и просто жила.
«Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим», — пишет императрица, и на страницах книги «Брак — благословение Божие человеку» рассуждает о супружеской общности интересов, внимании друг к другу даже в мелочах, о том, как избежать непонимания и отчуждения и о многих других важных моментах во взаимоотношениях супругов. Она делает мудрые выводы и даёт такие потрясающие в своей простоте, а главное, действенные рекомендации, каких точно не встретишь на страницах многочисленных современных книг, посвящённых подобным вопросам.
«Без благословения Бога даже самая нежная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу», — записывает императрица в дневник ещё одну мудрую мысль, подразумевая, что «Брак — благословение Божие человеку», а трудности обязательно получится преодолеть с помощью веры, любви и взаимопонимания.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема