
«Смысл брака в том, чтобы приносить радость» — эти слова императрица Александра Фёдоровна, супруга последнего русского царя Николая Второго, не просто записала в своём личном дневнике, но и собственной рукою подчеркнула. Женщина, ставшая для нескольких поколений эталоном верной, любящей и преданной жены, императрица много размышляла о смысле супружества и часто переносила свои мысли на бумагу, подкрепляя их цитатами из Евангелия, святоотеческой литературы, словами известных философов и мыслителей. В издательстве Храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище решили собрать вместе рассуждения на тему семьи и брака из дневников Александры Фёдоровны. Получилась небольшая, но очень интересная и полезная книга под названием «Брак — благословение Божие человеку».
В то, что так и есть на самом деле, императрица не просто искренне верила, но и воплощала это всей своей жизнью. И хотя на долю царственных супругов выпало немало тяжелейших испытаний, их семейный союз оставался крепким не только несмотря на невзгоды и тяготы, но и перед лицом самой смерти. «У императрицы, кажется, был какой-то особенный секрет» — с претензией на сенсацию в один голос твердят, рассуждая о семейном счастье Александры Фёдоровны, многочисленные женские интернет-порталы. А она, между тем, ни от кого свой «секрет» никогда не скрывала. Ставила во главу собственного брака истинно христианские ценности и добродетели — любовь, терпение, жертвенность, сострадание — и просто жила.
«Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим», — пишет императрица, и на страницах книги «Брак — благословение Божие человеку» рассуждает о супружеской общности интересов, внимании друг к другу даже в мелочах, о том, как избежать непонимания и отчуждения и о многих других важных моментах во взаимоотношениях супругов. Она делает мудрые выводы и даёт такие потрясающие в своей простоте, а главное, действенные рекомендации, каких точно не встретишь на страницах многочисленных современных книг, посвящённых подобным вопросам.
«Без благословения Бога даже самая нежная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу», — записывает императрица в дневник ещё одну мудрую мысль, подразумевая, что «Брак — благословение Божие человеку», а трудности обязательно получится преодолеть с помощью веры, любви и взаимопонимания.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема