— Я рада, Андрей Борисович, что мы с вами побывали здесь, в Чувашском художественном музее. Картина Бориса Кустодиева «Крестный ход» — настоящее открытие для меня.
— Понравилась она вам, Маргарита Константиновна?
— Впечатления сильные и сложные. С одной стороны, мы видим праздничное шествие. Крестьяне торжественно идут с иконами и хоругвями. Мужчины в белых рубахах и строгих сюртуках. Сапоги у них начищены, бороды и волосы тщательно расчёсаны. На женщинах нарядные платья и яркие платки. Здесь же священники, их ризы сияют на солнце. Это ведь Пасха?
— Скорее всего. Видите, на хоругви изображено Сошествие Спасителя во ад. Христос сокрушает стены преисподней и выводит оттуда прежде умерших праведников.
— И погода словно приветствует праздник. Двойная радуга осеняет крестоходцев. Высокие холмы, покрытые свежей зеленью, дышат весенней свежестью. Но при этом в идиллической картине явно чувствуется тревога. Или мне кажется, Андрей Борисович?
— Полагаю, что не кажется, Маргарита, Константиновна. Неспроста Борис Кустодиев изобразил небо настолько насыщенно-синим, как бывает только перед грозой. И богомольцы в строю выглядят не ликующими от радости, а скорее решительными. И движутся они в густой лес, под тёмную сень многовековых елей. Эти детали рождают в душе у зрителя смятение.
— Но почему, зачем художник внёс тревожные ноты в праздничное полотно?
— Это 1915 год, Маргарита Константиновна. В разгаре Первая мировая война. В России постепенно усугубляются общественные нестроения. Всё это лишало спокойствия Бориса Кустодиева и его современников.
— И отразилось в творчестве художника. Если вспомнить исторические обстоятельства, то картина становится понятней.
— К тому же в 1915 году у Кустодиева обострилась давняя болезнь.
— Да, да, припоминаю. У него ведь что-то с позвоночником было?
— Опухоль. Но диагноз долго не могли поставить. С 1909 года Кустодиева мучили различные симптомы — онемение рук, головные боли с головокружениями и тошнотой. Художник несколько лет лечился за границей, на какое-то время ему стало легче, а потом наступило резкое ухудшение.
— Какое несчастье!
— Как говорит один мой знакомый священник, «у каждого в жизни своя Голгофа». И Борис Кустодиев в момент написания картины «Крестный ход» восходил на свою гору страданий.
— После ваших слов, Андрей Борисович, само название картины воспринимается иначе. Мне теперь кажется, что Кустодиев изобразил не крестный ход, но крестный путь.
— Причём не только свой. Художник как будто предвидел близкое будущее своей многострадальной родины. Ведь для христиан, которые торжественно шествуют с иконами и хоругвями на полотне, вскоре наступят сумрачные годы. И такие же вот простые русские лица, как на этой картине, будут фигурировать в следственных документах по обвинению в контрреволюционной деятельности.
— Получается, что, несмотря на яркие краски, произведение Бориса Кустодиева «Крестный ход» совсем не радостное?
— Радостное, Маргарита Константиновна! Ведь крестный путь ведёт ко Христу, и за Голгофой следует Воскресение.
«Картину Бориса Кустодиева „Крестный ход“ можно увидеть в Чувашском государственном художественном музее».
Предначинательный псалом

Сидела я однажды на скалистом берегу Чёрного моря на полуострове Тарханкут, в западной части Крыма. Солнце медленно опускалось к горизонту, подсвечивая море. Прозрачная морская вода переливалась оттенками голубого, синего и изумрудно-зелёного цвета. Я смотрела на эту красоту и чувство восхищения не покидало меня. Как же совершенно сотворённое Богом.
Чувство радости и благодати от созерцания Божьего мира замечательно выразил царь Давид в одном из своих псалмов. Речь идёт о 103-м псалме, в котором древний пророк благодарит Господа за сотворённый мир и за то, как премудро, как дивно он устроен. Строчки из этого псалма легли в основу молитвы, с которой начинается каждое вечернее богослужение. Давайте поразмышляем над текстом молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
В богослужебном уставе это песнопение называется «Предначинательный псалом». И то, что именно с него начинается служба, а точнее весь богослужебный суточный круг, — очень символично. Ведь текст псалма отсылает нас к сотворению нашего мира — то есть к началу его существования — и восхваляет Творца, Его премудрость и величие.
«Благословляй, душа моя, Господа! — так начинается песнопение в переводе на русский язык. — Благословен Ты, Господи. Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма. Благословен Ты, Господи». Вот как первая часть песнопения звучит на церковнославянском языке: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Благослове́н еси́ Го́споди. Го́споди, Бо́же мо́й, возвели́чился еси́ зело́. Благослове́н еси́ Го́споди».
Давайте послушаем первый фрагмент предначинательного псалма.
Второй фрагмент песнопения почти не требует перевода на русский язык. Вот как он звучит по-церковнославянски: «На гора́х ста́нут (то есть встанут) во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди. Посреде́ гор про́йдут во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди».
Давайте послушаем вторую часть песнопения.
Третья часть песнопения тоже вполне понятна на церковнославянском языке. Вот её текст: «Вся (то есть „всё“) прему́дростию сотвори́л еси́ (то есть „Ты сотворил“). Сла́ва Ти, Го́споди, сотвори́вшему вся́».
Послушаем третью часть предначинательного псалма.
В будничные дни предначинательный псалом читается. А священник в это время молится перед закрытыми Царскими вратами — дверьми в центре иконостаса, ведущими в алтарь. Этот момент богослужения напоминает об Адаме, стоявшем некогда перед воротами рая, из которого он был изгнан Господом за непослушание.
В праздничные службы псалом торжественно исполняется церковным хором, а священник в это время обходит храм и кадит благовонным дымом иконы и всех прихожан — в напоминание человеку о том, что он создан по образу и подобию Божьему и призван к святости. А ещё кадильный дым отсылает нас к образу благодатного Святого Духа, оживотворяющего сотворённый мир и всё сущее в нём.
Благодать Святого Духа коснулась и моего сердца тем далёким днём на скалистом берегу Чёрного моря. Я поняла тогда, что красота сотворённого мира — во всём, что нас ежедневно окружает. В снежинке, упавшей на ладонь, в плывущих по небу облаках, в наших домашних питомцах — прекрасных пушистых созданиях, и, конечно, в нас самих, ведь каждый из нас — творение Господа. Наверное, это и есть счастье — радоваться Божьему миру и ощущать себя его частью. Слава Тебе, Господи, сотворившему всё.
Давайте послушаем Предначинательный псалом полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Трезвый образ жизни». Валерий Доронкин, прот. Илья Шугаев
У нас в гостях были настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости и епархиального отдела утверждения трезвости Сергиево-Посадской епархии протоиерей Илья Шугаев и руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин.
Разговор шел о том, чем опасны алкогольная и другие виды зависимостей, о чем стоит помнить родителям, чтобы уберечь детей от них, а также что может помочь побороть зависимость и вести трезвый образ жизни.
Все выпуски программы Делатели
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема