![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Как-то в разговоре с одним родственником, далеким от церкви, зашла речь о воровстве и лжи. Он утверждал, что без последнего невозможно жить в современном мире, есть ложь во спасение, а мелкое воровство, особенно на работе, — это не хищение. Вконец он добил меня словами: «Вот, ты соблюдаешь посты, ходишь в храм каяться, а потом наверняка этот же грех и совершаешь. Так можно постоянно грешить и отмаливать грех, грешить и каяться. Мы же не святые, ничего страшного: согрешила — отмолила... К тому же ты же не человека убила, лишнюю ручку взяла, и что?».
Мне стало не по себе от этих слов. Неужели он прав? И откуда знает? Да, одолевали меня грехи, в том числе те, которые описаны в 8-й заповеди — «Не укради!» — и я из раза в раз каялась в них на исповеди, стыдясь перед батюшкой и самой собой, но главное — перед Богом.
Меня нельзя назвать клептоманкой, но в магазине часто брала прозрачные пакеты — для мусора, вроде, не представляющие собой никакой ценности. Успокаивала себя тем, что, взяв лишних пару-тройку пакетов, ничего крамольного не совершала, — «магазин не обеднеет».
На работе, отламывая отростки у растений на подоконниках разных этажей. Тоже ведь ничего страшного — вырастут, еще лучше для них. Но вскоре предстояло искушение посерьезнее. Это было под Новый год.
У нас в компании, в подсобке хранятся запасы канцтоваров для офиса. Как-то коллега предложил пойти с ним туда за ручками. У него были ключи от этой подсобки. Заходим — а там всего видимо-невидимо: от карандашей и ластиков до картриджей и рамок. Коллега, парень лет 25-ти, взявший помимо ручек, ряд других предметов, видя мой недоуменный взгляд, успокоил, мол, все в порядке, они не подконтрольные.
Я заглушила совесть пресловутым «не обеднеют», и, как обезумевшая, подобно Радже из мультфильма про Золотую антилопу, ненасытно стала брать предмет за предметом, и не по одному, а сколько душе грешной угодно. Ежедневники, ручки, карандашей с ластиками детям. Совесть, молчи! Я часто задерживаюсь на работе — это — плата за переработку...
По дороге домой размышляла: как же так? Ведь зарплата позволяет мне купить не только ручку за десять рублей, но и даже Паркер.
Принесла все это офисное добро домой. Выкладывая из пакета канцтовары, я заметила радостные глаза дочери: «О, ты была в магазине?», но «надо было и тетрадки взять», — воскликнула вторая.
Взять! — резануло в душе. Точное слово. Да, я взяла! Не купила, а нагло взяла без спроса, присвоила себе это добро!
Дочке ничего внятного не ответила, мне вдруг стало стыдно. Какой пример подаю? Лишь после ужина буркнула что-то типа: «Да, девочки, про тетрадки я и забыла, надо будет и их купить — скажите только, какие и сколько штук; но пока ничего не трогайте — мне ручки тоже нужны».
На следующий день я отнесла эти канцтовары обратно в офис. В подсобку. А вечером, после работы заехала в магазин и купила точно такие же канцтовары. Благо, гипермаркет большой — ассортимент тоже. Покупки передала дочкам, со спокойной совестью глядя им в глаза.
Раньше я думала, ну, украду пакетик, он совсем недорогой, зачем его покупать специально, если можно оторвать лишний; ну, отщипну от цветочка немного. Но благодаря детям, их чистым глазам у меня внутри что-то щелкнуло.
В воскресенье на службе в храме я ставила свечку. И капнула воском себе на руку. Обожгло. Ну и хорошо — подумала я. Будет мне урок и зарок. Прошло время, и ранка от ожога теперь напоминает о том, что этой рукой я крала канцтовары.
Автор: Кристина Сорокина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Подобно Израильскому народу Священное Писание называет христиан богоизбранной нацией. В чём же заключается это избранничество? Какие привилегии оно даёт и как ими воспользоваться? Ответ на эти вопросы находим в том отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Евреи времен Иисуса Христа были уверены в том, что по самому факту своего рождения, а также в силу того, что они принадлежат к иудейской религии, у них с Творцом особые отношения. Они Богом избранная нация. Видимым знаком этого глубинного союза они считали обрезание. По сути, аналог христианского крещения. Всё это побуждало евреев считать, что их положение в семье других народов исключительное и привилегированное.
Апостол Павел разделяет убеждения об уникальности Израиля. Однако для него это означает не претензии на лучшую жизнь, но в первую очередь ответственность. Как он говорит сегодня, иудеям вверено «слово Божие». В греческом тексте послания используется существительное «логия», которое обозначало не только звучащую речь, но и закон. А потому под «словом Божиим» Павел скорее всего понимает Десять заповедей и весь нравственный закон Моисеев. То есть для него уникальность еврейской нации заключается в том, что она была избрана стать образцом жизни по закону Бога. Отсюда и обратная закономерность. Всякий, кто живёт по закону Бога, хранит в чистоте свою совесть, является иудеем, даже если он не обрезан телесно.
Мысль апостола Павла вполне можно применить и к современной ситуации. Подобно иудеям в древности теперь христиане являются Богом избранным народом. А коль так, то каждый крещёный человек имеет особое положение в глазах Творца. Речь идёт не о привилегиях, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и респектабельной. Скорее, речь об ответственности, которая возложена на всякого ученика Христова. И факт Крещения является лишь видимым знаком этого мессианства.
Формы призвания могут отличаться. Ведь мы все очень разные. Однако суть всегда одна и та же. Как говорит сегодня апостол Павел, всем нам «вверено слово Божие». Так Павел даёт понять, что наша уникальность как раз в том и заключается, что мы больше не можем делать то, что нам заблагорассудится. Мы не можем жить, полагаясь только на себя и достигая собственных целей. Мы призваны к тому, чтобы делать то, чего хочет Бог. Во всех своих делах стремиться искать и исполнять Его волю. Вот главная привилегия христианина. Именно для этого Господь привёл нас в Церковь. Наша жизнь должна превратиться в бескорыстное и самоотверженное служение Творцу и окружающим людям. В противном случае мы будем ощущать себя несчастными и нереализованными. Те благодатные дары, которые мы получили в Таинстве Крещения, превратятся для нас в источник внутренних терзаний и, возможно, внешних бедствий. А потому дай же нам, Господи, ясности ума осознать, что такое подлинное христианство, и мужества сердца решительно и бесстрашно идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Защитить от разрушения Никольский храм в селе Мотовилово
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Hram.png)
Житель Москвы Николай Зимин недавно присоединился к проекту фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов». И неспроста - мужчина решил восстановить полуразрушенную церковь во имя святого Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. А началось всё вот с чего.
Николай занимался изучением своей родословной и выяснил, что его пра-пра-дедушка был купцом и на свои средства построил тот самый Никольский храм. В память о родном человеке мужчина решил возродить святыню. Но было и ещё кое-что. Информация о об этой церкви появилась в жизни Николая в особый момент. С началом специальной военной операции мужчина стал усердно молиться за мир на земле, за свою семью, сыновей. Николай дал Богу обет, что, если с его родными будет всё в порядке, он обязательно поможет храму или поставит часовню. А спустя время узнал об истории пра-пра-дедушки и Никольской церкви, которой нужна помощь.
«Жизнь – удивительная штука», - замечает мужчина. Сейчас он проходит обучение в «Школе хранителей храмов». «У меня есть финансовые и организационные ресурсы, но этого недостаточно», - говорит он. «Я хочу узнать о возможностях и опыте других людей. А ещё – найти помощников, ведь одного меня на всё не хватит. В Мотовилово даже дороги нормальной нет. Хочу повлиять на судьбу Никольского храма, возродить его для людей, заодно, надеюсь, и в селе что-то поменяется».
Первым делом важно защитить храм Николая чудотворца от осадков и дальнейших разрушений, то есть провести противоаварийные работы. С этим поможет фонд «Белый ирис». Он открыл сбор для храма Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. Если и вы хотите его поддержать, переходите на сайт фонда: https://nasledie-iris.org/projects/nikolskij-hram-razrabotka-proekta-konservaczii/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-30-06-23-06-16-1-1.jpg)
Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел о непростой, но яркой судьбе генерала Федора Федоровича Абрамова, одного из участников Белого движения в период гражданской войны в России, почему он пользовался уважением как у руководства, так и у солдат, и как сложилась его жизнь в эмиграции.