
Как-то в разговоре с одним родственником, далеким от церкви, зашла речь о воровстве и лжи. Он утверждал, что без последнего невозможно жить в современном мире, есть ложь во спасение, а мелкое воровство, особенно на работе, — это не хищение. Вконец он добил меня словами: «Вот, ты соблюдаешь посты, ходишь в храм каяться, а потом наверняка этот же грех и совершаешь. Так можно постоянно грешить и отмаливать грех, грешить и каяться. Мы же не святые, ничего страшного: согрешила — отмолила... К тому же ты же не человека убила, лишнюю ручку взяла, и что?».
Мне стало не по себе от этих слов. Неужели он прав? И откуда знает? Да, одолевали меня грехи, в том числе те, которые описаны в 8-й заповеди — «Не укради!» — и я из раза в раз каялась в них на исповеди, стыдясь перед батюшкой и самой собой, но главное — перед Богом.
Меня нельзя назвать клептоманкой, но в магазине часто брала прозрачные пакеты — для мусора, вроде, не представляющие собой никакой ценности. Успокаивала себя тем, что, взяв лишних пару-тройку пакетов, ничего крамольного не совершала, — «магазин не обеднеет».
На работе, отламывая отростки у растений на подоконниках разных этажей. Тоже ведь ничего страшного — вырастут, еще лучше для них. Но вскоре предстояло искушение посерьезнее. Это было под Новый год.
У нас в компании, в подсобке хранятся запасы канцтоваров для офиса. Как-то коллега предложил пойти с ним туда за ручками. У него были ключи от этой подсобки. Заходим — а там всего видимо-невидимо: от карандашей и ластиков до картриджей и рамок. Коллега, парень лет 25-ти, взявший помимо ручек, ряд других предметов, видя мой недоуменный взгляд, успокоил, мол, все в порядке, они не подконтрольные.
Я заглушила совесть пресловутым «не обеднеют», и, как обезумевшая, подобно Радже из мультфильма про Золотую антилопу, ненасытно стала брать предмет за предметом, и не по одному, а сколько душе грешной угодно. Ежедневники, ручки, карандашей с ластиками детям. Совесть, молчи! Я часто задерживаюсь на работе — это — плата за переработку...
По дороге домой размышляла: как же так? Ведь зарплата позволяет мне купить не только ручку за десять рублей, но и даже Паркер.
Принесла все это офисное добро домой. Выкладывая из пакета канцтовары, я заметила радостные глаза дочери: «О, ты была в магазине?», но «надо было и тетрадки взять», — воскликнула вторая.
Взять! — резануло в душе. Точное слово. Да, я взяла! Не купила, а нагло взяла без спроса, присвоила себе это добро!
Дочке ничего внятного не ответила, мне вдруг стало стыдно. Какой пример подаю? Лишь после ужина буркнула что-то типа: «Да, девочки, про тетрадки я и забыла, надо будет и их купить — скажите только, какие и сколько штук; но пока ничего не трогайте — мне ручки тоже нужны».
На следующий день я отнесла эти канцтовары обратно в офис. В подсобку. А вечером, после работы заехала в магазин и купила точно такие же канцтовары. Благо, гипермаркет большой — ассортимент тоже. Покупки передала дочкам, со спокойной совестью глядя им в глаза.
Раньше я думала, ну, украду пакетик, он совсем недорогой, зачем его покупать специально, если можно оторвать лишний; ну, отщипну от цветочка немного. Но благодаря детям, их чистым глазам у меня внутри что-то щелкнуло.
В воскресенье на службе в храме я ставила свечку. И капнула воском себе на руку. Обожгло. Ну и хорошо — подумала я. Будет мне урок и зарок. Прошло время, и ранка от ожога теперь напоминает о том, что этой рукой я крала канцтовары.
Автор: Кристина Сорокина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер