
Как-то на паре в институте преподаватель стал показывать нам иконы Христа одну за другой. Сюжет был общий: Христос смотрит на нас, благословляющий жест, в левой руке — раскрытое Евангелие. Задача была, как говорится, найти семь отличий. Например, где-то Он в полный рост, где-то по пояс; где-то в венце, где-то — на троне. Наконец вспомнили, что наш предмет — древнерусская литература, и стали обращать внимание на текст раскрытого Евангелия. А он всё время был разный. «Как вы думаете, о чём это говорит?» — спросил учитель.
Мысль меня заинтриговала очень. После я продолжила отмечать для себя, какой текст мне встретится на очередной иконе — в родном ли храме, в музеях, в поездках по другим городам. В монастырях я собирала богатый урожай. Новая цитата — новая строчка в моей записной книжке. Повтор — ставлю палочку.
Вот что у меня вышло в итоге.
Разброс цитат не такой уж большой — есть несколько, так сказать, «лидеров». Давайте я вам о них и расскажу.
Самой частой оказалась цитата — «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Что понятно: кажется, всё, что говорит нам Христос, всё это — про любовь. Любовь — и есть новая заповедь, то есть, как раз новый завет. Сама книга так и называется. Логично, что авторы решили раскрыть её на этой месте, правда?
Другой известный отрывок — «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные». Это тоже про любовь, но по-другому. Там Христос говорил нам о любви друг к другу, а здесь Он говорит о Своей любви к нам. Это Христос-утешитель, Тот, к Кому хочется прийти отдохнуть, Тот, Кто дарит покой. Тогда и нам становиться яснее, как исполнять ту самую «новую заповедь», как любить друг друга.
Чуть реже, но тоже встречалась цитата: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Эта фраза призывает к мужеству. Вот мы пришли к Христу уставшие, выдохнули, побыли с Ним рядом. Теперь нам нужно возвращаться. К своим делам, к своим близким, к самим себе и своей жизни. Мы только что узнали, почувствовали, каково это — быть с Богом, и теперь Он просит нас не терять это, когда мы выйдем из храма или закончим молитву.
Последняя надпись, о которой я скажу: «Аз есмь свет миру» (то есть «Я — свет миру»). Это Христос рассказывает нам о Себе. Вот передо мной Бог, и Он рассказывает мне — о Себе. Тут я напрочь выпадаю из времени, уже не думаю, что мне нужно делать сегодня, завтра... Я вся в этой встрече, я растворяюсь в ней — или, наоборот, собираюсь. Это чистое присутствие, чистое здесь-и-сейчас наедине с Богом. И наедине со всем миром, потом что Бог светит всему миру. Не вообще светит, а прямо сейчас.
Прежде, чем закончить, мне нужно сказать вот что ещё. На многих иконах Христос держит Евангелие просто закрытым. Что это значит? Авторам не хватило фантазии? Или почерк был плохой, решили ничего не писать? Мне кажется, это про то, что закрытая книга — это всегда Тайна. Видите, как по-разному мы можем встретиться с Христом? В любви, в усталости, в мужестве. Всё это — Христос. Вся Его полнота всегда останется для нас недоступной. Мне кажется, закрытая книга — это про это. Христос — книга жизни. На какой странице я открою эту книгу сегодня?
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!