
Тяжкий груз лежал на сердце московского князя Димитрия. Полтора столетия Русь страдала под гнётом монгольских племён, горделиво именовавших себя Золотой Ордой. Ордынцы обложили города и деревни данью, и совершали на селения смертоносные набеги, не щадя ни старых, ни малых. А русские князья, вместо того, чтобы сообща сбросить бесславное иго, боролись между собой за земли и титулы.
Править вотчинами Рюриковичи могли, только имея особое разрешение захватчиков — так называемый ярлык на княжение. Димитрий получил такой ярлык в девять лет, сразу после смерти своего отца, Ивана Красного. Малолетнего князя взял под опеку митрополит Алексий, человек глубокой веры и необычайной мудрости. Святитель благословил мальчика отправиться в ставку Орды, чтобы вместе с Московским престолом получить еще и великокняжеский — право первенства среди правителей русских городов. В путешествии Димитрию грозили опасностью злокозненные происки родственников, также претендовавших на титул великого князя. Но из странствия отрок вынес драгоценный трофей: он своими глазами увидел бескрайние просторы родных земель, и не понаслышке узнал о страдании народа. Димитрий вернулся воином, готовым постоять за Отечество. Именно такого человека и чаял видеть великим князем митрополит Алексий.
Воспитанный святителем в любви к Богу, Димитрий вел политику, в которой непреклонная сила сочеталась с христианским милосердием. Удерживая центральную власть в своих руках, он старался сплотить князей вокруг Москвы, объединить их против общего врага. Он верил, что настанет время великой битвы с Ордой.
И роковой час пробил. В 1380 году на Русь двинулись полчища Мамая. Они были неисчислимы, и Димитрий стал сомневаться — принять бой, или попытаться откупиться от захватчика? Князь привык следовать отеческим советам святителя Алексия, но теперь наставника не было рядом — уже два года, как московский митрополит отошел к Богу. Димитрий излил свои сомнения князю Серпуховскому — двоюродному брату и близкому другу.
Дмитрий Донской:
— Трудное решение предстоит мне, Владимир. С юных лет я мечтаю сбросить постыдное ярмо с русского народа. Но под силу ли нам тягаться с ордой? Не должен ли я уберечь своих воинов от напрасной смерти? Дорого бы я заплатил, чтоб услышать сейчас наставление святителя Алексия!
Князь Владимир Серпуховской:
— Митрополита не воротишь. Но духовного совета ты справедливо желаешь. И есть такой человек, который тебе поможет! Это игумен Троицкой обители Сергий. Он против Бога не погрешит, и твоему титулу угождать не станет — наставит тебя на верный путь.
Дмитрий Донской:
— Правду говоришь! Немало доброго сделал этот славный инок для русской земли. Не раз мирил он князей, в гордыне своей враждовавших друг с другом, отводил пролитие братской крови. И если уж не время сейчас воевать, остудит мудрый пастырь мой пыл. Его благословение и станет мне опорой!
Преподобный Сергий Радонежский осенил великого князя крестом: «Иди, господине, на бой небоязненно, Господь поможет тебе одолеть безбожных врагов!». Укрепился Димитрий, отступили его сомнения. И народ воспрянул духом, узнав о благословении святого на битву с Мамаем.
В теплый сентябрьский день на Куликовом поле, там, где Непрядва впадает в Дон, сошлись две рати. Сам их вид, казалось, знаменовал противостояние тьмы и света. Ордынцы в чёрных доспехах стаей саранчи растекались по золоту осенней земли, а светлые одежды русских воинов, по слову летописца, были «как вода, что при ветре струится». Посреди войска развивалось алое знамя с изображением Нерукотворного Спаса.
И была сеча лютая и великая. Куликово поле не вмещало борющейся рати, и земля прогибалась под тяжестью воинов. Великий князь Димитрий, оставив под знаменем боярина Михаила Бренко, ринулся в самую гущу битвы. Он устремлялся на коне от полка к полку, в одиночку выдерживая атаки сразу нескольких ордынцев. Когда Мамай бежал, побросав обозы, и русские стали подсчитывать потери, то оказалось, что меньше трети воинов осталось в живых. Великого князя нашли без сознания, он чудом выжил, но был сильно изранен.
Победа на Куликовом поле не стала окончанием монголо-татарского ига. Но она помогла русским людям поверить в свои силы, убедила, что Золотую Орду можно одолеть. И в благодарность за это князь-победитель получил в народной памяти особый титул — Димитрий Донской.
Псалом 9. Богослужебные чтения
Жизнь наша состоит из успехов и неприятностей. Это очевидный факт, который нужно и осознать, и принять, и не поддаваться ни унынию, ни эйфории. Об этом, среди прочего, рассуждает царь и пророк Давид, чей псалом, вошедший в состав Библии под номером 9, читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Прозвучавший псалом, на самом деле, состоит из двух частей, что позволило в еврейской и латинской версиях Библии разделить его на два самостоятельных произведения — псалмы 9-й и 10-й, соответственно. В славянской и русской вариациях Священного Писания такое деление отсутствует, что делает псалом, с одной стороны, более продолжительным, а с другой — позволяет сделать важные духовные и нравственные выводы. Смысловое разделение внутри произведения царя Давида проходит по стихам 20-му и 21-му, а именно, по этим словам: «Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они». Если в первой части псалма Давид преимущественно торжествует, то во второй половине просит о помощи и печалуется Богу о новых трудностях.
Нам известен исторический фон псалма 9-го. Произведение было написано царём Давидом во время двух военных конфликтов, случившихся почти одновременно. В одном древний Израиль вышел победителем — он смог одолеть войско соседней Сирии. А во втором практически проиграл, когда с юга на иудейские земли вторглась соседняя народность — идумеи, из числа которых впоследствии произошёл печально известный правитель Ирод Великий. И вот Давид сначала торжествует и благодарит Господа за победу. Он пишет об этом так: «Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим». А затем тот же Давид, обращаясь к Богу, не радуется уже, а откровенно сетует: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?»
Можно задаться вопросом — а не потерял ли царь стойкости в вере? Не подкосили ли его жизненные обстоятельства? Не думаю. И в первой, и во второй частях псалма мы видим, как Давид обращается к Богу с искренним призывом, опирающимся на несомненную надежду. Победив врагов с севера, царь не приписывает себе каких-либо заслуг. Он прославляет Господа, ставшего источником силы древних иудеев. Когда речь заходит о поражении с юга, Давид и тут не утрачивает надежды, но просит Бога о защите и вразумлении. И царь пишет: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё, чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле». Молитва праведника была услышана. И все испытания были преодолены.
Прозвучавший псалом учит нас стойкости, твёрдости в вере, храбрости перед лицом искушений, грозящих ввергнуть нас в уныние. Если считаем мы себя людьми верующими, будем иметь надежду на Бога, а ещё не станем отключать память о тех трудностях, которые мы с помощью Отца Небесного в прошлом преодолевали. Эту здоровую опытность мы призваны беречь, умножать, всякий раз, при встрече с неприятностями, напоминая себе — если Бог помог нам в прошлом, то и в этот раз поможет, потому что мы остаёмся Ему не на словах, а на деле верны и преданы. Как был и в дни радости, и в дни печали верен и предан царь и пророк Давид.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Когда христианские подвижники говорят о духовной жизни, нередко они используют такие выражения, как «внимай себе», «познай себя», «будь трезвенным», «бодрствуй» и другие подобные выражения. Их общий смысл заключается в том, чтобы человек постоянно совершал какой-то анализ своего внутреннего мира. Но что именно является содержанием этого анализа? Свой ответ на этот вопрос предлагает тот отрывок из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
В только что прозвучавшем отрывке апостол даёт замечательные практические рекомендации, которые каждый из нас может смело применять к своей духовной жизни. «Испытывайте, что́ благоугодно Богу, — пишет он, — и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить». Апостол Павел даёт здесь практическое определение того, что такое грех. С одной стороны, грех — это то, что делают втайне и то, о чём стыдно говорить. С другой стороны, это поступок, который не приносит плода. Для нас это может стать прекрасным критерием в оценке своего поведения.
Если у нас вдруг появляются сомнения в том, что мы сделали, необходимо спросить себя: а совершил бы я это же самое действие перед лицом своих ближних. В присутствии родных, друзей, тех, кого я уважаю и отношением с кем я дорожу. Осталась бы моя совесть спокойна? Не захотелось бы мне тотчас провалиться под землю, спрятаться, оправдаться, объясниться или, наоборот, напасть на окружающих с обвинениями?
И второй прекрасный признак того, что какие-то действия разрушают духовно — это реакция моей души и тела. Поступок греховный вытягивает из меня жизненную энергию. В момент, когда я его совершаю, я могу быть в приподнятом настроении. Я могу быть очень воодушевлён. Однако спустя некоторое время приходит откат. Я словно проваливаюсь в эмоциональную яму. Порой на меня наваливается физическая усталость. На сердце поселяется уныние, тоска и чувство изолированности от окружающих. Ничто не радует. Я становлюсь бессильным и бесплодным.
Эти состояния необходимо тщательно отслеживать. Поэтому и говорит апостол: «Испытывайте, что́ благоугодно Богу». То есть внимательно следите за собой. За тем, что происходит у вас в душе, а также за своим физическим состоянием. Бог не случайно дал нам разнообразные чувства и эмоции. Это сигналы, которые нередко предупреждают об опасности. «Что-то с тобой не так — говорят они мне. — Вот здесь ты замёрз, одень куртку и шапку. Вот здесь ты перетрудился, отдохни. Вот здесь ты соврал. А здесь ты сделал подлость. Принеси извинения, иначе будет худо».
Наша проблема в том, что часто чувства говорят нам одно, а голова совсем другое. Наше мышление искажённое. И нередко мы обманываем сами себя. А потому чтобы духовная жизнь не превратилась в самолечение, которое неизбежно приведёт в тупик, апостол даёт ещё одну принципиально важную рекомендацию: всё должно проходить проверку светом. А это означает, что для меня мало самому увидеть свой грех. Мне обязательно нужно вынести его на свет в присутствии другого человека. Обсудить с ним свой поступок. Конечно, речь идёт не о всяком встречном. Речь идёт о духовном наставнике или о простом священнике, который готов выслушать меня. Или, если нет ни того, ни другого, о товарище, который так же, как и я, старается жить духовной жизнью. Который сможет меня выслушать без осуждения и поделиться своим опытом. Как говорит об этом в своём послании апостол Иаков, «Исповедайте грехи ваши друг перед другом и молитесь друг о друге, чтобы исцелиться».
Лишь двигаясь подобным путём, вместе, а не по одиночке, мы сможем духовно расти. И за подобную искренность, честность и готовность работать над собой, Господь будет подавать нам Свою благодать. Ведь как Сам Он сказал в Евангелии, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем многодетному отцу наладить отопление в деревенском доме

Владимиру чуть больше пятидесяти лет. Он живёт в деревне, в Луганской Народной Республике, работает кочегаром в детском саду и в одиночку воспитывает пятерых детей — троих сыновей и двух дочек.
Каждое утро многодетного папы начинается со множества задач: приготовить завтрак, собрать младших в школу, накормить кур, кроликов, уток и самому успеть на работу.
Семь лет назад жена Владимира ушла из жизни. Главе семейства пришлось оставить работу в медицинском учреждении и устроиться кочегаром неподалеку от дома — гибкий график позволил совмещать родительские обязанности, работу и хлопоты по дому.
«Самое трудное — девочек воспитывать без мамы», — признаётся мужчина. Но он научился справляться: заботливо плетёт им косы и помогает с выбором одежды. Сыновья Владимира уже самостоятельные — Иван уехал из деревни, работает, Саша в армии служит, Лёша поступил в институт на программиста и помогает папе содержать хозяйство. Дочери учатся в школе. Таня рисует и увлекается фотографией, а Жене нравится музыка.
Недавно слаженный быт семьи нарушила серьёзная проблема. Система отопления в деревенском доме почти перестала работать. В комнатах холодно, и дети мёрзнут. Старые трубы и котёл необходимо менять как можно скорее, не дожидаясь, пока ударят сильные морозы.
Чтобы в дом большой семьи снова вернулось тепло, фонд «Ясное дело» объявил сбор на замену отопительного оборудования. Кроме этого, фонд поможет многодетному папе заменить старые детские кровати и приобрести письменные столы.
Поддержать Владимира и его детей можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











