
Фото: Kate Remmer / Unsplash
Милосердие, сострадание, стремление помочь — эти качества испокон веков были присущи русскому человеку. Известный историк XIX века Михаил Погодин, специалист по домонгольской Руси, утверждал, что ещё у древних славян забота о стариках, больных и нуждающихся считалась добродетелью. Куда больший размах благотворительность приняла после крещения Руси. Люди стремились исполнить евангельскую заповедь о любви к ближнему. Историк Василий Ключевский так писал об этом: «Человеколюбие у наших предков значило прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице». Однако несмотря на то, что благотворительность действительно широко распространилась в народе, долгое время она существовала лишь в формате частной инициативы.
Первым, кто предпринял попытку вывести дела милосердия на государственный уровень, стал креститель Руси, великий князь Владимир Святославич. Летописные источники свидетельствуют, что Владимир повелел «всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, брать кушанье и питье, и деньги из казны». В 996 году князь издал закон, в котором поручил Церкви организацию заботы о бедных, больных и стариках. Появились первые богадельни, общественные больницы и сиротские приюты. Существовали они при монастырях за счёт княжеской казны. Примеру Владимира последовали и другие правители Руси — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. В своём знаменитом «Поучении» Мономах оставил потомкам такой наказ: «Милостыню подавайте нескудно, это ведь начало всякого добра». Так и продолжалось вплоть до XIII века, пока на Русь не пришли монголо-татары.
Держава долго восстанавливалась после тяжёлого двухсотлетнего ига. Только в XVI столетии стало возможным вновь вернуться к вопросам благотворительности на государственном уровне. Так, например, на Стоглавом Соборе 1551-го года Царь Иван Грозный постановил в каждом городе строить богадельни и больницы. Эту политику продолжил в XVII веке и царь Алексей Михайлович Романов. При нём упоминание о благотворительности появилось в своде официальных государственных законов, известном как «Кормчая книга». Забота о бедных и немощных там называлась делом «ради душевного спасения подданных». В 1670 году Алексей Михайлович учредил государственный Приказ — то есть, министерство — строения богаделен.
Реформатором в сфере благотворительности была императрица Екатерина II. В ноябре 1775 года она издала документ, в котором постановляла создать Приказы общественного призрения (то есть помощи нуждающимся) в каждом из сорока регионов Российского государства. Таким образом, все благотворительные, или, как их тогда называли, богоугодные заведения — объединялись в одну централизованную сеть. Народные школы, воспитательные и сиротские дома, госпитали и больницы, богадельни, приюты для душевнобольных — теперь законодательно переходили под государственный контроль и финансирование. В то же время, Екатерина поощряла и частную благотворительность. В законодательном акте 1797 года императрица подчёркивает необходимость для сельских и городских общин, а также церковных приходов «прокармливать своих бедных, не допуская их до нищеты». При Екатерине Второй в Москве открылся первый в истории России государственный детский приют — Московский Императорский воспитательный дом. Он принимал под свой кров сирот, подкидышей, малышей, которых родители не могли растить по причине крайней бедности. Здесь их обеспечивали всем необходимым, давали общее образование и обучали ремёслам. Несколько миллионов в год выделяла государственная казна только на содержание Императорского воспитательного дома. По мнению историков, именно Екатерина II заложила основу государственной социальной политики, которая просуществовала вплоть до революции 1917 года, а в общих чертах сохранилась и до наших дней.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело