
Некоторое время назад я предложила моим сыновьям вести дневники радости и благодарности прошедшему дню. Они согласились. А так как в силу возраста сами они пишут еще не очень быстро, то я им пока помогаю.
Перед вечерним чтением книги, мы садимся и записываем в тетрадях всё, чем порадовал ребят прошедший день, за что они этому дню благодарны.
И что мне сразу бросилось в глаза? Простота. Абсолютная простота радости. Например, в какой-то из дней Лука съел мармеладки. Казалось бы, что такого, ну, мармеладки, ну, вкусные. Вечером же Лука отметил, что они, эти мармеладки, его порадовали.
Или в тетради Марка: «Рад, что сегодня выпал снег». Тогда я задумалась: «Как давно я сама радовалась вот таким простым вещам?». И не об этом ли, в том числе, говорит Христос в Евангелии от Матфея, призывая быть «как дети». Потому что такая детская радость наполняет человека, не требуя от него никаких условий.
А сколько условий ставит перед собой и другими, так называемый, взрослый человек. «Вот когда достигну, добьюсь, заработаю, вот тогда будут у меня счастье и радость» — думает человек. И достигает, добивается, зарабатывает. Только счастья-то нет. А может быть оно, счастье, в другом? Может быть, оно в первом весеннем дожде, или первом зимнем снеге? Может быть, в улыбке близкого человека, во встрече со старым другом? Во всех тех мелочах, что окружают нас в повседневности, и которые мы, взрослые, занятые люди, так редко замечаем? Но которые так часто видят дети.
Конечно, можно сказать, что у детей нет забот и проблем, которые есть у взрослого человека. Но почему наши заботы так мешают нам обратить внимание на что-то хорошее, что у нас есть, на что-то, что подарит нам настоящую радость?
Да и в конце концов, все мы родом из детства. Просто забываем, как сладко пахнет земля после первого дождя, как красивы птичьи трели и только-только распускающиеся цветы, насколько вкусен кусочек шоколадки, которую ты разделил с другом, как успокаивающе потрескивает костер, когда сидишь вокруг него с близкими людьми. Так будем же детьми, будем вспоминать, что такое настоящее счастье!
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема