
«От Бога можно получить с молитвой и верой духовные и необходимые вещественные блага, только бы искренне было желание этих благ и горяча молитва», — говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Каковы же они, эти блага — земные и небесные? Стоит ли, к примеру, просить у Бога повышения зарплаты или новый автомобиль, или лучше молиться о тех богатствах, которые принесут пользу душе — о вере, смирении, любви и милосердии? Ответы на эти и многие другие вопросы подскажет книга, которая так и называется: «Блага земные и блага небесные». В ней собраны цитаты из Священного Писания и высказывания святых отцов Церкви, которые помогут понять, что есть истинное благо для человека, и подскажут, как человеку эти блага обрести, чтобы испытать истинное счастье.
Святитель Григорий Богослов ещё в 4 веке тонко заметил, что всё приятное не столько увеселяет, когда оно при нас, сколько огорчает, удаляясь от нас. Из века 18-го ему вторит святитель Тихон Задонский, вопрошая: «Что тебе пользы от того, что ты всю славу и все богатство мира сего будешь иметь, и лишишься вечных благ, против которых все блага временные — ничто?» А святой праведный Иоанн Кронштадтский в ХХ веке говорит о том, что к Богу как единственно верному и вечному благу должно устремлять людям всю свою любовь.
Во все времена обладающие даром духовной мудрости люди называли стремление к Богу и жизнь по Его заповедям самым большим и важным благом для человека. Ярко и образно размышляет на эту тему святитель Иоанн Златоуст. Он предлагает представить ситуацию, в которой постаревшего и живущего в бедности человека кто-то вдруг обещает сделать молодым и даровать ему царствование над всей землей. Чего бы ни решился этот человек отдать и претерпеть за такое обещание? Но Христос обещает нам гораздо большее, — замечает святитель. Не просто юность и богатство, а вечную жизнь! «Нет слова, которое могло бы изобразить величину отличия благ будущих от настоящих», — убеждает Златоуст. В этом с ним соглашается святитель Тихон Задонский. И говорит: «Не должны мы как позванные к небесным благам земных искать, кроме нужных: пищи, одежды, дома и прочего».
Со страниц книги «Блага земные и блага небесные» великие святые говорят, что пребывание с Богом — это залог блага и в земной жизни, и в жизни вечной. Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) называет познание Бога верным залогом вечного блаженства и утешением в нашем земном странствовании. И пишет о том, что в величайших бедствиях и скорбях, когда все прочие утешения делаются бессильными, только оно одно сохраняет всю свою силу.
А это значит, что нам не нужно делать мучительный выбор между благами земными и благами небесными. И те, и другие, откроются тому, кто выберет самое высшее благо — жизнь с Богом.
Все выпуски программы Литературный навигатор
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема