«Безопасность детей и подростков в современном мире». Священник Федор Лукьянов, Александр Спиридонов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Безопасность детей и подростков в современном мире». Священник Федор Лукьянов, Александр Спиридонов

* Поделиться

У нас в гостях были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и депутат Государственной Думы, председатель «Совета Отцов Архангельской области» Александр Спиридонов.

Мы говорили с нашими гостями о том, какие опасности существуют в современном мире для подрастающего поколения, и о чем стоит помнить родителям, чтобы оградить детей и подростков от того, что может нанести вред их здоровью и духовному развитию.

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева

— Добрый светлый вечер! Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Фёдор Лукьянов и депутат Государственной Думы Александр Спиридонов. Александр также председатель «Совета отцов Архангельской области. Добрый вечер, дорогие гости.

о. Федор

— Добрый вечер.

А. Спиридонов

— Здравствуйте.

А. Леонтьева

— Сегодня мы хотели поговорить о борьбе, о борьбе за наши семьи, о борьбе за наших детей, о борьбе с вредными веществами, с деструктивными проявлениями субкультур. И, наверное, начнём с того, что — Александр, вот слово «борьба», оно вообще как? Оно имеет право, когда мы с государственной точки зрения подходим к защите детей, семей, запрещаем что-то, как бы ставим запреты, не ведёт ли это к тому, что эти запреты будут нарушаться, и всё равно люди найдут то, что им нужно, но в более таком варианте плохом?

А. Спиридонов

— Вы знаете, мне кажется, что слово «борьба» наоборот очень хорошо отражает суть того, что мы делаем. Мы ведь с вами боремся, боремся против сил тьмы, которые находят себя в разных ипостасях. Вот мы обсуждаем, что есть вейпы, и школьники сейчас очень многие употребляют вейпы, курят электронные сигареты, и мы хотели бы это запретить, мы хотели бы сделать так, чтобы сберечь наше молодое поколение, ведь внутри этих электронных аппаратов мы не знаем, что.

А. Леонтьева

— Но точно что-то не очень хорошее.

А. Спиридонов

— Однозначно. Как говорят производители, что настоящие изделия, они не такие вредные, хотя тоже большой вопрос, но большая часть, ведь это контрафакт, в которую заливается какая-то жижа, в этой жиже огромное количество канцерогенных веществ, которые вызывают рак, причём туда добавляют никотин, сколько этого никотина добавляют, опять же, никто не знает. Возится это непонятными серыми путями, перекрыть контрафакт практически невозможно сейчас. И мы нередко видели случаи, когда, к сожалению, дети, покурив вейп, даже небольшое количество, погибали.

А. Леонтьева

— Ничего себе.

А. Спиридонов

— Да, вот недавно девочка погибла. Потом был случай: в школе двое ребят в туалете покурили вейп, получили серьёзнейшее отравление, их увезли на «скорой» в реанимацию, слава богу, откачали. Огромное количество, вот если посмотреть в интернете видео, ребята сами друг друга снимают, как ребёнок покурил, возраст 12-13 лет, упал в обморок головой об кафель, в туалете тоже. Поэтому это борьба, это борьба за наше молодое поколение, за наших детей, потому что мы увидим, к сожалению, результаты тех просчётов, которые были, наверное, в прошлом, через десятилетия, когда у них начнутся проблемы со здоровьем, рак горла, рак лёгких и всё остальное. Поэтому суть, вы правильно сказали — это борьба. И да, мы действуем где-то запретительными методами, например, мы действительно приняли недавно совсем закон, запрещающий продажу вейпов несовершеннолетним. Мы приняли закон о том, чтобы запретить рекламу вейпов, запретить открытую выкладку, так же, как это сделано для обычных сигарет. Но мы вместе с «Союзом отцов», вместе с активистами постоянно проводим проверки, рейды, и в 60 процентах случаев не соблюдаются эти нормы продавцами. Так кто они? Они явно не на стороне света, если они хотят за счёт детей набить себе карманы. Поэтому сейчас я, опять же, выступаю с инициативой об увеличении штрафов за такие нарушения. Плюс, наконец-то удалось добиться у правительства разрешения проверок, потому что сейчас действует мораторий на проверки бизнеса, ну а вейп-шопы, так называемые, они тоже попадают под этот мораторий, их наше же законодательство и прикрывает. Сейчас, с Нового года нам дают дополнительные возможности, поэтому мы будем ещё больше писать в прокуратуру, в Роспотребнадзор и добиваться или их закрытия, или хотя бы чтобы они работали по закону.

А. Леонтьева

— Я правильно понимаю, что вы не только против вейпов, а ещё и продажи детям энергетиков, и каких-то вот вредных таких штук?

А. Спиридонов

— Безусловно. Я считаю, что те же энергетики, они несут крайне большую опасность, потому что это очень сладкие напитки, а сахар сам по себе, как вы знаете, от него появляется зависимость у человека, чем больше он употребляет, тем больше ему хочется. И это очень сладкие напитки, в них очень много ароматизаторов, красителей, и ребёнок на них подсаживается. Плюс, самый большой вред: там содержатся вещества, которые повышают давление, повышают бодрость.

А. Леонтьева

— Они как прилив бодрости дают.

А. Спиридонов

— Прилив бодрости, да. Причём это абсолютно не нужно детскому организму, то есть, если в ней содержится, например, большая доза кофеина или большая доза элеутерококка, на самом деле, элеутерококк тот же самый всё-таки используется в медицинских целях при заболеваниях у людей с низким давлением. И другие вещества там находятся. Ребёнок может выпить не одну ведь маленькую баночку, он, не понимая вред, не осознавая этого в силу своей психики, неподготовленности (да и взрослые многие не понимают вред) употребляет большое количество, каждый день, возникают потом проблемы с сердечно-сосудистой системой, с давлением, и дети получают заболевания, которых в детском возрасте не должно быть у них, то есть они становятся стариками ещё в молодости. Вот, кстати, недавно новость, читал: в больницу попал парень, он в течение года каждый день выпивал по три банки энергетика и его привезли в состоянии предсмертном уже. У него вот этот энергетик в сочетании с обычными ферментами в организме, он практически проел желудок насквозь, и у него возникло состояние тяжелейшего перитонита, у него появились огромные осложнения на все практически органы, в том числе и сердце. Да, его спасли, ему сделали сложнейшую операцию, откачали гной, но он останется инвалидом. Поэтому, возвращаясь к вопросу борьбы — мы боремся, и это правильная борьба.

А. Леонтьева

— Ну да, получается, что это борьба просто за здоровье наших детей, наших семей, детей их детей и так далее. Отец Федор, а вот скажите, путем запрета, с вашей точки зрения, можно достичь каких-то таких значительных результатов, или какие-то еще нужны?..

о. Федор

— Мы, наверное, помним все с вами, что даже бытие человека, еще райское бытие, включало в себя все-таки некоторые запреты.

А. Леонтьева

— Один всего, да?

о. Федор

— Да, да. И дело в том, что, собственно, в слове «запрет» ничего плохого нет. Мы запрещаем детям ходить на помойку, например, правда ведь? Вот. Я думаю, никто не захочет, чтобы дети ходили после 12 часов ночи там по городу без всякого сопровождения и так далее. Есть вещи, которые определяют нормы общества, и тут должно быть всегда сочетание и поощрения, и какие-то организационные меры, но и ограничения. Вы можете сто раз говорить с человеком, скажем так, заниматься беседами, что использовать наркотики это плохо, но если вы не будете ограничивать распространение наркотиков или запрещать их, как положено сделать, то в этом случае ваши все профилактические беседы не будут приводить ни к каким результатам. Мы именно потому еще и здоровое общество в каком-то смысле, что мы имеем иммунитет. Иммунитет — это тоже запрет, запрет вирусу попадать в организм, это барьер защитный организма. Поэтому я считаю, что вот как раз негативную коннотацию слова «запрет» внесли в наше общество совсем не дружественные нам силы, когда уже слово стоит только произнести «запрет» — «ну, опять Церковь хочет все запретить». Ребят, ну а совесть, она вот не запрещает? Давайте тогда совесть отключим, получается. Ведь она тоже может говорить вещи, не очень годящиеся для тех, кто привык только наслаждаться, но ведь это и есть человек. Человек, способный встать над материей, встать над вот этим вот животным началом, оттого он и есть человек. Это и определяет в нас человечность, способность какими-то нормами ограничивать вот это животное начало в том числе, именно потому что мы разумны, это свойство разума вообще, поэтому, конечно, нам нужны запреты, чтобы оставаться людьми. И, конечно, это касается безопасности общества, личности, семьи.

А. Леонтьева

— Вот мы говорили с отцом Федором перед программой и говорили о том, что аниме, какие-то вот вещи, которые мне, например, неведомы. Отец Фёдор сказал, что аниме в самой своей такой нижней точке, невидной глазу, внешне это просто, ну, для меня это дурацкие картинки, но это же на вкус и цвет товарищей нет, кому-то, может быть, нравятся дурацкие картинки, но внизу какое-то вот действительно деструктивное течение идёт. Вот что это, расскажите?

о. Федор

— Я именно говорю о наиболее распространённом явлении, увлечении аниме. Факт в том, что этот жанр, он, во-первых, взят из японской культуры, а в Японии, хочу напомнить нашим слушателям, по-моему, самый высокий в мире процент суицидов. Это страна с огромным количеством проблем и самоубийств. Там даже уже и японской культуры не так много осталось, там очень много взято из определённых оккультных учений. И, к сожалению, несмотря на то, что есть защитники аниме, говорят, что есть хорошие аниме-фильмы, это единицы, а вот самые популярные сериалы, которые смотрит как раз молодёжь, они наполнены и порнографией, и каннибализмом, и всё это даётся как положительный момент, там нет положительных героев, а главные герои совершают всё то, что табуировано обществом. В результате ребёнок, или девочка, или мальчик, там очень много кстати, ЛГБТ присутствует тоже, и есть разные жанры аниме, которые как раз посвящены только однополым отношениям. И когда заглядываешь в то, что смотрят дети, без контроля находящиеся на ресурсах всемирной сети, и никак не ограниченной в нашей стране сегодня, вот сеть «Вконтакте», она одна из самых грязных сетей, при том, что она отечественная сеть, но тем не менее, к сожалению, это так. И вот, конечно, это требует серьёзных ограничений, потому что через просмотр подобного рода продукции у ребёнка формируется та же самая зависимость, как от веществ, только это зависимость от определённых материалов, и калечится психика ребёнка, ломается его гормональная структура, ломается его духовная жизнь, теряется вообще человеческий образ. Сколько примеров, вот давайте уж говорить напрямую — трагедия в Брянске. Как бы ни пытались её подать, что это школа виновата, родители виноваты, когда вот девочка расстреляла своих одноклассников, всегда есть три компонента, есть условия, в которых это появляется. Ну, условие — это то, что девочка имела, например, бесконтрольный доступ к оружию, бесконтрольный доступ в интернет. А причины — ссоры с родителями, ссоры с одноклассниками. Но, опять же, когда есть только условия и причины, не всегда человек совершает преступление, потому что есть некие модели поведения в семье, в той же школе. И часто бывает, что даже если тяжёлые отношения с одноклассниками, поругался с родителями, ребёнок просто не стыкует это с возможностью совершить такое тяжёлое преступление. А вот третий компонент сегодня появился — это инструкция, как поступать. Если раньше инструкции по терроризму провозились через границу, секретно, сегодня, пожалуйста, они находятся в интернете, и интернет стал фактически источником вот таких подобных рода инструкций. Это деструктивные субкультуры, которые намеренно, постепенно, как говорят, через окно Овертона, подталкивают ребёнка к таким действиям, объясняют им: «а вот так вот!», если раньше ребёнок мог помолиться, пойти поисповедоваться, со священником посоветоваться, с родителями, в конце концов, примириться, найти друга, у него посоветоваться... Вот вообще, раньше человек к Богу обращался всегда, когда ему плохо. Ну вот травят одноклассники — да, бывают ситуации, или не понимают родители, но ребёнок знал, что у него ещё есть Отец Небесный. Сегодня он даже не думает о молитве, он обращается туда и находит там инструкцию: «тебе плохо? Избавься от тех, кто приносит тебе это». Это чистый сатанизм, на самом деле. Это абсолютное разложение, дальнейшее разложение личности ребёнка, поэтому мы должны, конечно, такие вещи ограничивать и запрещать, точнее.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня у нас в гостях настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Фёдор Лукьянов и депутат Государственной Думы Александр Спиридонов, председатель «Совета отцов Архангельской области». Вы знаете, я сейчас во время беседы вспомнила, в каком-то из трудов Честертона я прочитала, что у детей существует ужас перед абсолютным злом, вот эта вот цельная душа ребёнка, она испытывает, действительно, ужас. В какой-то момент наши дети даже спрашивают, как мы можем есть этих кроликов и курочек. И вот этот ужас, он как бы постепенно вытесняется в течение жизни у многих, и как раз с отцом Фёдором мы говорили об этом, о том, как помогают в современном мире, то, что рассказывает отец Фёдор, вытеснять этот ужас перед злом, заменяя положительных героев на отсутствие положительных героев, то есть все герои такие особенные, очень отрицательные, поэтому, мне муж рассказывал, что в своё время предыдущий папа Римский рекомендовал своей пастве смотреть советские мультики.

о. Федор

— Вот нашим родителям обязательно надо об этом знать: человек изначально добр. Ребёнок добр, любой ребёнок. Это дитя Божие. И наша задача, как старшего поколения, помочь ребёнку научить его отражать атаки зла. Именно, как было правильно сказано: сражаться с тьмой. Потому что ты же свет, ты чьё дитя — Божье. Как в тебе может быть тьма? А западные сериалы сегодня многие, они, как вирус пытается проникнуть сквозь оболочку клетки, обманув её, также и западные некоторые сериалы, я не буду их тут называть, они пытаются пройти сквозь сознание ребёнка и легализоваться в нём, объяснить, что зло — это вариант нормы, это часть тебя, вот задача, как любого вируса, собственно говоря, полностью чтобы ребёнок себя ассоциировал со злом, вот этим занимаются и тому подобные вещи. А наша задача, наоборот, научить ребёнка обороняться, привить ему такой естественный духовный иммунитет. А у государства, естественно, задача ограничить и лишить зло возможности вот так бесконтрольно попадать в души наших детей.

А. Леонтьева

— Александр, а можно у вас спросить, вы упомянули эту чудовищную историю с расстрелом одноклассников. Вот травля в школе — это вообще предмет для рассмотрения Думы и государства? Можно ли вот с этим бороться?

А. Спиридонов

— Да, вы очень точно сказали. Мы вот буквально недавно совсем рассматривали в Государственной Думе этот вопрос, вопрос безопасности в школе, он вылился в намного более широкую дискуссию, у нас были представители Следственного комитета, Генеральной прокуратуры, других ведомств, которые отвечают, в том числе, за безопасность в школе, и начали с того, что неправильно хранил оружие отец, на входе рамка не работала, не было достаточной охраны, поэтому в тубусе девушка принесла ружьё. Но мы, честно говоря, очень быстро перешли к совсем другому диалогу — о том, почему она это сделала. Ну, хранил бы отец оружие по-другому, ну принесла бы она нож кухонный и напала бы с ножом, и мы таких случаев огромное количество знаем, когда дети с ножом нападают в школе.

А. Леонтьева

— Ну да, оружие-то можно найти где-нибудь.

А. Спиридонов

— Да, не так давно был случай, когда девочка какое-то огромное количество ударов ножом в туалете другой нанесла, слава богу, спасли. Была история, где и ножа не потребовалось — с ножницами, которые принес ребёнок-пятиклассник на урок труда и напал на учительницу. Главный вопрос: почему они это делают? И вот отец Фёдор очень правильно говорит, в том числе, главное, наверное, это та среда, в которой ребёнок находится, то, что он видит дома, то, что он видит в интернете, то, что он видит по телевизору. И очень много сейчас, как модно говорить, «контента», информации, материалов, которые как горькая конфета, то есть сладкая оболочка, казалось бы, очень часто даже пытаются опираться на традиционные ценности, на вечные ценности: дружбу, любовь, патриотизм даже примешивают сюда, а на самом деле под этим видом протаскивают совершенно дикие вещи. И вот один из сериалов, который сейчас очень модный, перед началом эфира с вами тоже обсуждали, к сожалению большому, при том, что он снят очень качественно, и там хорошая игра актёров, хороший сюжет, такой интересный, который прямо вовлекает зрителя в то, чтобы смотреть, сопереживать героям, но герои-то все отрицательные. Каждый герой отрицательный, и в героях причём очень ярко подчёркнуты эти отрицательные стороны, но человек, когда начинает смотреть, он начинает ему сопереживать, и эту черту он считает нормальной в нём. К сожалению, это вбивает клин, глубокий клин между старшим поколением и младшим, между обществом и подрастающим поколением. И вот эта вот идея, что «я отдельно от общества», «я отдельно от родителей», она, к сожалению, мне кажется, сейчас закладывается в умы наших детей. И здесь, я считаю, возвращаясь к вопросу борьбы, мы должны бороться и вводить нормальную цензуру. Не надо бояться слова «цензура», потому что, опять же, некоторые силы, которые нам вовсе не дружественные, они сказали: «цензура — это плохо. У нас должна быть свобода слова, что хочешь, то и говори, что хочешь, то и показывай, что хочешь, то и транслируй людям». И это не так. У нас есть свой духовный код, и мы должны его защищать от вмешательства, от того, чтобы вот эти неправильные, как было правильно сказано-то, клетки не внедрялись вот эти вирусы. У нас, например, была история, тоже расскажу, мне кажется, она такая важная. Общался я тут с представителями «Яндекс.Музыки» и переписку с ними вел насчет того, что на их платформе выкладывалась музыка националистического содержания, где дискредитировалась Россия, где дискредитировалась армия. Ну и, честно говоря, там много было и вещей, связанных с оккультизмом, в том числе, близком к сатанизму. Сначала они занимались тем, что отвечали просто на запросы, что вот прислал им список того, что надо удалить — они удаляют. А затем они разработали программу, которая автоматически проверяет музыку, которая присылается, и если вызывает подозрение то, что там содержится, по ключевым словам они как-то это ищут, то она, соответственно, отправлялась уже на проверку человеком, потому что только человек может, действительно, принять решения. И здесь я по поводу искусственного интеллекта тоже считаю, что нам надо еще очень много будет думать и принимать решения, потому что искусственный интеллект — да, это мощный инструмент, но только в руках человека, в помощь человеку, в поддержку человеку. Всё равно человек — это личность, человек — это душа и тут, я считаю, от Бога надо говорить, поэтому искусственный интеллект не имеет права принимать решение. Принимать решение должен только человек. И сейчас они этот инструмент внедрили, и музыка отсеивается, так почему же нам не использовать подобный инструмент для видео, для текстов, и не только на платформе конкретной «Яндекс. Музыка», а на самом «Яндексе», «Вконтакте», в «Телеграме», правда, не знаю, тут, наверное, вопросы, можем ли мы к «Телеграму» что-то предъявлять, хоть и разработчик бывший наш соотечественник, но, наверное, он на серверах не наших находится, но есть точно платформы, на которых мы можем это делать.

о. Федор

— Мой совет родителям школьников: удалите «Телеграм», если вашего ребенка есть смартфон, а лучше до 18 лет чтобы у него был только кнопочный телефон. Мы об этом говорили с вами в одной из передач, и если вы заметили то государство наконец пошло по этому пути: в школе, в том числе, в учебном процессе смартфон исключен, не потому что он сам по себе плохой, а потому что он не дает ребенку вообще правильно развиваться, вообще не дает. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок был таким, несамостоятельно мыслящим программируемым субъектом, неспособным к анализу текста, неспособным к синтезу, неспособным к творчеству — да, пожалуйста. Но мы же знаем, я вот привожу с родительского собрания историю: здоровый папа под два метра ростом говорит: «Вы знаете, вы правы. Конечно, надо смартфон забрать но ведь она мне такое устроит!» И показывает, такая стоит девочка маленькая симпатичная. Я говорю: «Это она вам устроит?» — «Да, она!» И у папы прямо искренне испуг в глазах и на лице. То есть это уже наркомания цифровая, и девочка не читает, девочка уже не способна к долгому сосредоточению, этот аппарат выполняет функцию фактически уже нейроинтерфейс, это уже связано с ее мозгом, с ее когнитивной функцией. Но если мы хотим быть цифровыми рабами у тех, кто учился по классической программе и читал книги, и создает для нас алгоритмы — пожалуйста, но я думаю что никто не хочет чтобы наши дети были вот такими, совершенно неспособными к самостоятельному мышлению людьми. Поэтому хотите, чтобы ваши дети были независимыми, свободными, сильными, верующими, активными в жизни, интеллектуальными — не давайте им смартфон до 18 лет.

А. Леонтьева

— Напомню что сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и депутат Государственной Думы Александр Спиридонов. Мы вернемся к вам через минуту.

А. Леонтьева

— Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Фёдор Лукьянов и депутат Государственной Думы Александр Спиридонов. Александр, вот такой вопрос, может быть, он не касается темы беседы, но мы говорили о том, что вы председатель «Совета отцов Архангельской области». Для меня слово «Совет отцов» очень по-библейски уже само по себе звучит, и я представляю себе таких отцов. Вот что такое «Совет отцов», что он делает, какое назначение?

А. Спиридонов

— «Совет отцов», как из названия понятно, он состоит из отцов. Чтобы в него войти, главное, естественно, кроме того, чтобы иметь детей, нужно ещё и быть очень активным общественным деятелем. Совет занимается различными мероприятиями, но одно из таких ключевых, я бы сказал, стержневых вообще ценностей — это развитие ответственного отцовства, потому что мы понимаем, что в современном мире папы часто не очень участвуют в воспитании своих детей, пропадают на работе или вообще не интересуются жизнью детей, не играют с ними, не читают книжки, уделяют мало времени. И, кстати, вот даже вспоминая случай в Брянске, который мы с вами обсуждали, там ведь тоже одна из таких, можно сказать, претензий к отцу, что он мало времени проводил с дочками, много работал. Понятное дело, что у каждого жизнь семейная по-разному устроена, но тем не менее, мы считаем, что очень важно как можно больше времени стараться уделять ребенку, несмотря ни на что, читать книжки, передавать свои опыты, знания, вместе ходить, заниматься какой-то деятельностью любимой, любым хобби. У нас есть такое устойчивое выражение, что если девочка, то девочку надо, чтобы папа любил, а сыну надо своим примером все показывать, и тогда вырастут они нормальными людьми. Но обоим, и мальчику, и девочке, надо прививать любовь к труду, уважение к старшим, ценности и волю, потому что без этого, наверное, ребенку будет трудно в большом мире, можно поддаться и соблазнам различным и вообще не найти себя в этом мире, поэтому различные мероприятия, которые мы проводим, вот они на это и направлены. У нас есть также ежегодная премия, даже не премия, а знак отличия за сохранение семейных ценностей, это специально для отцов, которые активно продвигают семейные ценности, потому что у нас как-то так сложилось в обществе, что в основном поощряют за детей и семью женщин, и это правильно, это хорошо, но про мужчин ведь тоже нельзя забывать, ведь семья — это союз мужчины и женщины.

А. Леонтьева

— Александр, а как можно определить, как мужчины продвигают семейные ценности, вот как это на государственном уровне?

А. Спиридонов

— Когда мы начинаем собирать информацию о людях, то смотрим, многие действительно сильные общественники, они проводят различные конкурсы, участвуют в мастер-классах, соревнованиях. Например, какой-нибудь учитель физкультуры в регионе проводит спортивные соревнования семейные. Мама, папа, дети побегали, дружно поучаствовали, укрепляет ведь семейные ценности? Конечно! Вместе провели время, вместе добивались общей цели, а ещё если победили, на весь вечер разговоров, а то и на месяц. Поэтому если человек этим активно занимается, продвигает эту идею, пишет гранты для того, чтобы поддержку получать и проводить в большем масштабе, это надо отмечать.

А. Леонтьева

— Согласна. Я вот, когда собирала материал для своей книги про депрессию подростков, она называется «Я верю, что тебе больно», как раз убедилась в том, что если родители хотят, чтобы ребёнок двигался на воздухе, играл в футбол, это значит, что им надо после работы не залечь на диван, а просто взять этот футбольный мяч и пойти с ребёнком, как-то так. Отец Фёдор, скажите, пожалуйста, у вас при вашем храме довольно много ещё какой-то активности, и мы до программы говорили с вами о том, что вот при храме, по сути, существует такая замена дома культуры. Расскажите, вот как можно, ведь действительно, дома культуры, которые были у нас, которые занимали детей всякими интересными делами, они как-то потихонечку вырождаются, и замена какая-то должна быть.

о. Федор

— Конечно, сегодня это очень востребовано, потому что когда заканчивается Литургия, очень многие люди бы остались в храме, и поэтому вот у нас на приходе существует центр семьи и детства, в которым проходят и мастер-классы, и спортивные занятия, и различные группы по интересам, и проходят всякие мероприятия, связанные с культурой, музыкой. Параллельно с этим есть ещё у нас центр образования и культуры, там больше на кружковую активность ориентировано, там и школа иконописи, и вот сейчас мы планируем класс живописи открыть, то есть то, что раньше люди могли найти в ДК местном, сегодня, вот, например, такие вещи как каллиграфия, её нигде не найдёшь, у нас она есть. И мы видим, что вместо того, чтобы идти в какой-то, мягко говоря, примитивный торговый центр, где кроме оглушающей музыки и просто мигания огней и такого, знаете, звукового мешка, в который ребёнок попадает, какую-то имитацию удовлетворения он получит, удовольствия от этого, но реальной пользы для души, чтобы это сочеталось ещё с интересом, он не получит. А у нас мы видим такое, я не хвалюсь, но действительно так, люди пишут в отзывах своих, что «Я пришёл-то только на утро, а остался до пяти часов, потому что дети не хотели уходить». Я думаю, что это вопрос, мы сегодня должны это развивать на каждом приходе, и очень много многодетных приходит семей, надо делать так, чтобы им было доступно всё это, и тогда у нас не будет проблемы с деструктивными субкультурами, потому что через те же мастер-классы, через те же постановки, спектакли, которые мы делаем, мы пытаемся всегда доносить глубокие христианские смыслы, чтобы ребёнок выходил наполненным, что не просто вот пришёл клоун и развлёк его, условно говоря, а чтоб его учили милосердию, что надо сострадать другому, ведь можно по-разному подать тот или иной сюжет, например «Снежная королева» — это великолепная совершенно христианская проповедь, которую можно сегодня поставить в правильном ключе. Поэтому сегодня очень важно смотреть в глаза своим детям. У нас есть родительский клуб, мы встречаемся с родителями и обсуждаем проблемы воспитания детей, и я очень часто замечаю, что это главная проблема: родители не смотрят детям в глаза, не смотрят! А у нас уже не раз был случай, когда ребёнок даже исцелился от заикания после того... Это причём научно подтверждённый случай, что исцелился от заикания, причем научно подтвержденный случай, что исцелился от заикания только потому, что родители стали смотреть ему в глаза, понимаете? Это приобретённое, естественно, заикание. Эта ситуация очень важна, потому что это духовный контакт, и мы тоже стараемся как бы заново, получается, родителей этому учить, хотя это известно с древности, и Церковь всегда говорит о том, что наши дети — это наша отрасль, отец — это, в общем-то, представитель Бога в своей семье, это священник, а мама, она исполнительная власть. Папа — законодательная власть, а мама — исполнительная власть. А ребёнок должен чувствовать в нас не только власть, но и любовь, и дружбу. И в определённом возрасте это вообще уже абсолютно практически равенство, это совершенно равные нам люди пред Богом, которые совершенно добровольно либо будут нас слушать, либо не будут, уже другой совсем уровень отношений. Но чтобы он готов был дружить, до этого нужно его воспитать, вот это, пожалуй, главная задача родителей, которую мы пытаемся через наш приход тоже реализовывать.

А. Леонтьева

— Александр, а вы успеваете смотреть своим детям в глаза при такой огромной общественной деятельности, которую вы ведёте?

А. Спиридонов

— Ой, это, конечно, хороший вопрос. Конечно, я стараюсь смотреть в глаза и стараюсь уделять время детям, даже когда я прихожу поздно с работы, но всё равно. Вот у меня младший, ему, наверное, пока это не так важно, ему интереснее, когда я с ним играю или книжку читаю на ночь. А вот старший, ему 11 лет, и для него сейчас это важно. Ему важно рассказать, как он, например, сходил на футбол, поиграл, как он где-то был молодец, а что-то у него не получилось. Ему интересно рассказать, как у него в школе дела. Не про оценки, конечно, а как он со сверстниками беседует, общается, как получается дружить или где-нибудь конфликт какой-нибудь в школе возникает, вот это ему действительно важно, и в этот момент я согласен с отцом Фёдором полностью — важно посмотреть ребёнку в глаза, чтобы он понимал, что тебе это важно, что ты его понимаешь, что его проблемы — это и твои проблемы, и ты действительно их переживаешь всем сердцем. Поэтому да, я думаю, что правильно. По поводу времени: хотелось бы больше времени проводить с семьёй, но работа, наверное, и служба сейчас такая всё таки в Государственном Думе, раз меня судьба сюда привела, я считаю, что я должен отработать по полной и то, что могу сделать, я буду делать. То, что касается борьбы с вейпами, с энергетиками, с «наливайками», мы сейчас большую-большую работу провели...

А. Леонтьева

— «Наливайки», — я поясню для радиослушателей, — это заведение, где можно в любое время пойти, выпить пива или каких-то таких напитков алкогольных.

А. Спиридонов

— Да, это такие заведения, которые работают круглосуточно. Они часто, в большей, наверное, степени располагаются в многоквартирных жилых домах, ночью там постоянно шум, люди, которые живут в этих домах, постоянно жалуются, потому что, роме шума, это ведь и вопрос безопасности, потому что контингент не слабо подвыпивший, потасовки постоянно устраивают, драки, грабежи, нападения, туда постоянно приезжает полиция, скорая помощь, вот буквально небольшой округ городской, там с десяток «наливаек», и в этот округ приезжает практически ежедневно полиция и скорая помощь. Это проблема, причём мы вышли с инициативой, чтобы разрешить регулировать время их работы. Нас сначала правительство не поддержало, сказало «ну, это же бизнес, это налоги». Но какие могут быть налоги и бизнес, даже если подойти с такой циничной точки зрения, если мы уж явно больше тратим на то, чтобы работали наши службы: полиция и скорая помощь, которые работают, причём тоже в опасных условиях. Поэтому мы всё-таки настоятельно продолжаем пробивать эту историю, и слава богу, нас поддержал наш председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин, он очень глубоко погрузился в эту тему, поддержал и регламентацию времени работы, и также мы дополнительно ещё будем запрещать работать заведениям, которые днём — магазины, а вечером — питейные заведения, таких тоже у нас хватает, потому что, опять же, мы сделали алкоголь менее доступным, когда запретили продавать в магазинах после 11 часов, ещё и дали право регионам ещё ужесточать эти требования. Вот, например, в моей родной Архангельской области сделано, что после девяти уже запрещено продавать алкоголь, поэтому люди, что делают: идут вот в такие «наливайки». А что человек должен делать ночью и вечером? Он должен быть со своей семьёй, со своими детьми читать книжку и с женой общаться, разговаривать и быть вместе. Вот это вопрос по крепким семьям. Почему разваливаются семьи? Очень многие из-за алкоголизма, потому что муж пьёт, пьёт каждый день, отсюда появляется и насилие в семьях, семьи распадаются, дети несчастливы, жёны несчастливы, да и муж сам оказывается частенько на глубоком дне, поэтому бороться надо с этой, на самом деле, страшной бедой для нашей нации.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня у нас в гостях настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Фёдор Лукьянов и депутат Государственной Думы Александр Спиридонов. Я хотела, знаете, какой вопрос задать: мы, конечно, не можем охватить всё сегодняшним разговором, но с какими ещё деструкциями надо и будем бороться, которые влияют именно на наших детей, на семьи и так далее? Вот мы поговорили про травлю, про вредные вещества, что ещё, где нам испытывать вот эту вот тревожность, где нам бить уже сигнал тревоги?

о. Федор

— Мне кажется, что сегодня вполне назрело время, учитывая анализ всех и групп смерти, которые были в сети, все об этом знают, что дети попадали в рамки вот этих вот групп, которые их подталкивали к самоубийству, и скулшутинг, так называемый...

А. Леонтьева

— Скулшутинг?

о. Федор

— Это школьная стрельба, стрельба по одноклассникам, которая тоже показывает, что внутри её находятся определённые идеологии, они все, в принципе, сводятся к оккультизму и сводятся к сатанизму, мы должны это понимать, это те или иные проявления вот этой человеконенавистнической и семьененавистнической идеологии. Сейчас ещё одна есть идеология — это ненависть к детям, «чайлдфри» так называемая. Насколько я знаю, существует законодательная инициатива о том, чтобы тоже прекратилась вот эта пропаганда превосходства бездетного образа жизни, где ребёнок фактически приравнивается к животному, презирается, всячески унижается в этих вот различных мемах, клипах, и так далее. И, конечно, вот такие человеконенавистнические вещи, которые, по сути дела, являются продуцентами сатанинской идеологии, как человеконенавистнической и семьененавистнической, детоненавистнической, мы считаем, что это, конечно, надо также приравнять к экстремизму.

А. Леонтьева

— Направленной на истребление человеческого рода, на самом деле.

о. Федор

— Да, направленной на истребление общества и человека. Мы же все понимаем, что идеология терроризма запрещена. Вот пускай, и идеология сатанизма, это тоже терроризм, направленный просто ещё и внутрь себя, разрушающий личность человека. Мы так часто сталкиваемся с несчастными детьми, которые попали вот в такие группы, мы знаем огромное количество преступлений, которые на этой почве совершаются, и это не разрозненные группы, это идеология, именно вот эта вот экстремистская идеология, которая должна быть названа своими именами. Кстати, в 2017 году Организация Объединенных Наций запретила, например, рекламу колдовства, рекомендовала запретить странам-членам рекламу колдовства. Это не просто так, потому что с этим связано очень много негативных явлений. Поэтому вот тоже пример того, что нам нужно, как обществу, с точки зрения нашего иммунитета духовного устранить из нашей жизни, чтобы это не было доступно повсеместно в интернете, на телевидении чтобы не сидели гадалки, шаманы и колдуны, которые говорили, что сейчас мы там проведем ритуал, и у вас все будет хорошо. Во-первых, это мошенничество, введение в заблуждение, а во-вторых, это духовный вред, тем более, если человек настоящий колдун, он точно совершенно наносит духовный вред.

А. Леонтьева

— Моя подруга, на самом деле, и её дочь снимают такие сериалы, где они выводят на чистую воду этих ворожей, колдуний, я сейчас залезла в телефон, попыталась вспомнить, но не нашла, как называется. И там потрясающие сюжеты, потому что все это они снимают, и это всё реальная жизнь, и бабулечки или женщины, в основном, почему-то ворожея ассоциируется с женщиной, они бывают очень такие безобидно-мошеннические, а бывают очень даже такие агрессивные. И в течение серии их выводят на чистую воду и всё это снимают. Я хотела спросить у Александра: я зацепилась за тему вот этого оккультизма, гаданий, это тоже то самое, с чем нужно бороться? Причём вы, как представитель Государственной Думы, на государственном уровне, много раз это слово сказали.

А. Спиридонов

— Да, я глубоко уверен, что это один из фронтов нашей борьбы, и причём он действительно состоит из нескольких таких крупных блоков. Первый — это чистое мошенничество, потому что людей обманывают, просто обманывают, заставляют расстаться с собственными средствами, причём частенько переписывают на этих колдунов машины, квартиры, и люди вообще остаются ни с чем. Почему туда люди идут? Ну потому что сталкиваются с какими-то проблемами в жизни, которые, им кажется, могут решиться только какими-то магическими методами, но это тоже слабость. Это, конечно, слабость, но что делать, мы даже слабого человека должны защитить в момент его слабости. Второе — это действительно чёрное колдовство, когда пишут, что за деньги мы готовы навести порчу на кого-то, лишить здоровья, увести кого-то из семьи, приворожить. О чём это говорит? Это говорит об угрозе человеку, его здоровью, его сознанию и его душе. На мой взгляд, это должно быть вполне описано в уголовном кодексе, и за это должно быть серьёзнейшее наказание, потому что это угроза причинения вреда человеку и даже смерти. Третье — это серьёзнейший оккультизм и сатанизм, который непосредственно связан с жертвоприношениями, ритуалами во имя тёмных сил и сатаны, ритуальными убийствами. Это страшная вещь, и действительно, отец Фёдор об этом говорил, и об этом сейчас идёт очень такая яркая дискуссия, чтобы признать сатанизм экстремизмом. Мне кажется, здесь наше общество должно быть едино во мнении: сатанизм — это однозначно экстремизм. Да, нам надо думать, как это внести в законодательство, потому что формулировки должны быть чёткими, чтобы действительно, сатанистов можно было привлекать. Тут же главный вопрос, чтобы у правоохранителей, у силовых структур появился вот этот инструмент: они открывают закон, видят слова, смотрят на группу сатанистскую и говорят: «Да, вы экстремисты, мы сейчас должны совершить с вами положенное по закону действие». Вот, поэтому будем и за это бороться, и сейчас мы вместе с группой экспертов, большая благодарность Патриаршей комиссии, работаем над вот этими формулировками. Понадобится время, здесь, к сожалению, быстро не получится, но зато обязательно сделаем чёткую формулировку.

А. Леонтьева

— Ну вот мы с отцом Фёдором говорили до программы, и первое, что мне пришло в голову, когда я услышала, что вот нужно ввести какие-то запреты, поскольку мы все читали Тиля Уленшпигеля, это выражение крылатое «охота на ведьм». Не начнётся ли у нас «охота на ведьм»?

А. Спиридонов

— В целом, когда мы это стали обсуждать, как раз был такой информационный посыл, что «да, опять у нас началась охота на ведьм», вспомнили инквизиторов, вспомнили костры, «Молот ведьм», такое произведение, в общем, чего только не вспомнили, а для чего? Это же сделано специально для того, чтобы обесценить эту идею, высмеять её, и мы понимаем, что это делается специально. Точно так же, как история с абортами, когда мы начали обсуждать историю с различными ограничениями по проведению абортов или ужесточению требований, регламентации, там, на самом деле, речь шла не только непосредственно о запрете абортов, а об очень большом количестве шагов, которые можно сделать для того, чтобы абортов стало меньше, это и психологическая помощь женщинам в тяжёлый период, потому что женщины, бывает, беременеют в тяжёлый момент своей жизни. Да, они потом делают аборт и жалеют всю жизнь об этом. Вот я общался с женщинами, которые делали аборты, и я ещё не слышал, чтобы женщина сказала: «я правильно сделала». Жалеют все. Жалеют и носят снимки УЗИ с собой в паспорте потом много-много лет ещё, поэтому, конечно, нам надо помогать в этот момент. Но саму идею, как только этот вопрос начал обсуждаться, что с этим делать, как помочь, как помочь сохранить ребёнка, как с отцом поговорить, как с матерью поговорить, ввести ограничения для платных клиник, ну и так далее, эту же идею радикализировали, сказали: «ага, все теперь будут делать аборты в подвалах». Да, с одной стороны, радикализировали, с другой стороны, тоже постарались в какой-то части высмеять и поднять, такое слово модное: хайп вокруг этой идеи, тем самым они маргинализировали всю эту историю, и в итоге, я понимаю вполне решение политических больших руководителей, которые сказали: «Давайте мы сейчас остановимся, потому что иначе будет социальный взрыв. Давайте мы сейчас будем это тихо, спокойно обсуждать, когда мы выработаем готовые решения, вот тогда мы будем уже готовы их представлять на обсуждение широкой общественности». Поэтому, однозначно, дискуссия-то не закончена, мы её будем обсуждать.

о. Федор

— А по поводу «охоты на ведьм» хочу сказать, что сегодня всё наоборот: за ведьмами никто не охотится, а они охотятся за людьми, то есть навязчиво рекламируются услуги, говорят, что якобы могут оказать помощь, и очень многие люди становятся жертвами. Мы же, как священники, знаем, что люди приходят с повреждённой душой после этого. А иногда, если не повезло, и человек попал на реальную ведьму или колдунью, уходит с одержимостью, и не знает, как избавиться от этого присутствия нечистого духа в своей жизни.

А. Леонтьева

— То есть там не только мошенники, но и реальные колдуны.

о. Федор

— А по поводу книги «Молот ведьм» хотел сказать, что в этой книге как раз очень характерно подчёркивается, что так, как аборты тогда считались грехом, как и сейчас считает Церковь, и тогда считались грехом, то врач аборты не делал. Тогда вопрос следующий: а кто же делал женщинам подпольные аборты? Ведьмы. Именно они и совершали эти аборты, об этом говорит Инсисторис в книге «Молот ведьм». А для чего же они это делали? А потому что они забирали малыша, останки малыша с собой. Для чего? Вопрос, для чего? И вот мы смотрим сегодня, один из ведущих женских журналов мира опубликовал статью о новой клинике абортов, основанной сатанистами в США. Клиника, получившая официальное название «Сатанинская клиника абортов», базируется в штате Нью-Мексико, управляется аккредитованной клинической командой, состоящей из открытых сатанистов, членов религиозной организации под названием «Сатанинский храм». Пациенты сатанинской клиники абортов, которые не обязательно сами должны быть сатанистами, участвуют в религиозном ритуале, убитый ребенок приносится в жертву дьяволу.

А. Леонтьева

— Просто мороз по коже.

о. Федор

— Мы видим здесь связь с пропагандой абортов, вот именно пропаганда ненависти к детям, уничтожения жизни ребенка сатанизмом, то есть, я подчеркиваю, что корни сходятся сюда. Корни вот этого, в целом уничтожения, самоуничтожения общества, я бы сказал, национального суицида, это выражается, между прочим, и в употреблении веществ психоактивных, и различного рода субкультурах производных, они сводятся к сатанизму, если мы его приравняем к экстремизму, то мы получим серьезную защиту нашего общества. А последствия этого, такие как ненависть к жизни, ненависть к детям, это уже можно будет как-то устранить. А что касается темы с абортами, ограничением абортов, могу сказать, что это как раз настолько разумное решение, что нужно убрать аборты из частных клиник, потому что там и совершаются криминальные аборты, про которые, они говорят: «вот, якобы мы...» — да там и совершаются эти аборты, потому что сегодня 70 процентов медикаментозных абортов, так называемых «частных», «домашних», на дому вот с помощью таблеток смерти этих, совершаются в частных клиниках, выдаются в частных клиниках, поэтому если мы хотим бороться с криминальными абортами, мы должны убрать их из частных клиник.

А. Леонтьева

— На самом деле, вы подняли очень болезненные, очень важные темы. К сожалению, время программы подходит к концу. Отец Фёдор, я понимаю с точки зрения запретов, но мне хочется вам напоследок задать очень короткий и очень для меня важный вопрос: вот пришла к вам женщина, у которой ни её мужчина, ни её родители не хотят ребёнка, она пришла в отчаянии, она боится этого ребёнка, эти ситуации очень распространённые. Скажите ей два слова, как священник, что бы вы ей сказали?

о. Федор

— Сохрани в себе человека. Потому что ребёнок — это человек, и ты должна быть человеком, и никто не может отвечать перед Богом, кроме самого человека, за свои дела. Поэтому как бы ни давил муж, родители, подруги, решение принимает о жизни и о смерти сама женщина. А Господь чётко сказал по этому поводу: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё». Это относится и к нашему народу.

А. Леонтьева

— Я думаю, что на этих словах мы завершим сегодня программу, спасибо огромное. Напомню, что с вами была Анна Леонтьева. У нас в гостях настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Фёдор Лукьянов и депутат Государственной Думы, председатель «Совета отцов Архангельской области» Александр Спиридонов. Спасибо большое за такую больную, но очень откровенную беседу.

А. Спиридонов

— Спасибо.

о. Федор

— До свидания.

А. Леонтьева

— Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем