Все те, кто кричат, что нужно помогать не беженцам с Украины, а своим малоимущим согражданам, как правило, не помогают ни тем, ни другим. Любой дальний, попавший в беду, автоматически становится нашим ближним. По крайне мере, так учит Евангелие, и так поступали наши предки. Сегодня количество беженцев приближается уже к миллиону. Никакое государство и никакие службы не в состоянии в одиночку справиться с гуманитарной катастрофой такого масштаба. Поэтому столь важно участие всех: волонтеров, благотворителей, любых рук. Поэтому Церковь много и ежедневно, с самого начала конфликта, помогает этим несчастным.
В новостях по телевизору тема беженцев выглядит сурово и печально, но не особо отрывает обывателя от его завтрака, обеда или ужина. Смотреть на беду через экран мы уже привыкли. Да и вообще, на что мы только не привыкли смотреть через экран… А вот воочию всё иначе. Ни один телевизор не расскажет, что такое несколько тысяч вымотанных, испуганных и озлобленных людей в перенаселенном лагере. Ни один репортаж не передаст взгляд стариков, уткнувшихся в одну точку. На своем веку они, наверное, многое претерпели. Вот и сейчас, без слез, просто молчаливо сидят и куда-то смотрят потерянным взглядом. И надо вам сказать, что от этого молчания становится очень страшно. Никакой журналист не опишет эти постоянно заплаканные женские лица, эти бесконечные пеленки, пыльные тюки, скулящих по ночам домашних собак, вывезенных сердобольными хозяевами из-под бомбежки – словно память о мирной жизни. Да даже в веселом смехе детворы, которая бесхозно бегает по лагерю, есть что-то зловещее на фоне вот всего этого.
Основной поток беженцев приходится на Ростовскую область. И Донская митрополия сейчас полностью вовлечена в происходящее: социальные службы доставляют гуманитарную помощь, священники дежурят в лагерях, Глава митрополии объезжает пункты временного размещения. Кстати, об одной такой поездке и хотел поговорить.
Вот представьте себе картину – митрополит посещает беженцев. Я, если честно, ожидал увидеть привычную благочестивую картину: архипастырь встречается с обездоленными и несчастными – те, задают ему вопросы, преимущественно духовного содержания, или, по крайне мере, достойного масштаба, интересуются причинами войны, спрашивают о прогнозах на будущее... В общем, все должно было быть как по телевизору. Однако, реальность оказалась более непредсказуемой, чем наши представления о ней.
Дело в том, что беженцы – это не совсем обыкновенные люди. Точнее, это обыкновенные люди, но с такой же степенью готовности слушать «слова о Вечном», как пешеходы, спешащие куда-то по улице. Единственным и подлинным их интересом, зачастую, является желание выжить, прокормиться, одеться, обуться, одним словом - получше устроиться.
Я ни в коем случае их не осуждаю. Неизвестно, как каждый поступил бы, оказавшись в таком положении. Да и людей глубокой веры среди беженцев хватает. Но вот обычный формат общения с ними, привычный протокол - в таких ситуация, зачастую, не срабатывает. И как заметил митрополит — в таких ситуациях надо просто терпеливо выслушивать людей. Собственно говоря, этим и занимались почти в каждом из лагерей. И вот что мне подумалось. Когда читаешь Евангелие, можно заметить, что тот народ, который окружал Христа, не состоял из кандидатов богословия или философов, жаждущих истины, в нем не было озабоченного вечными вопросами большинства. Ну вспомните: Господь им про вечные блаженства — они ему про хлеб, Он им про любовь — они ему про рыбу, Он про закваску фарисейскую и саддукейскую — они про корзины с едой, Он им про Вечность — они про земные царства. И даже крестные страдания воспринимались ими как шоу: подожди, говорят, посмотрим, придет ли Илия. А вдруг придет. Интересно же…
Но это и есть тот самый народ, который пришел спасти Спаситель. Это и есть те люди, которых заповедовал Христос Своей Церкви. Это и есть наши ближние, наши братья и сёстры. И как тогда, при Христе, так и сейчас, Церковь должна нести свое слово, встречая на пути требования хлеба, рыбы, новых штанов и билетов до Владивостока. Требования, которые с пониманием и терпением мы должны выслушивать, и при этом не умолкать в своем свидетельстве о «Царстве не от мира сего». И в этом соль земли, где земное и небесное так тесно переплелись.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема












