Все те, кто кричат, что нужно помогать не беженцам с Украины, а своим малоимущим согражданам, как правило, не помогают ни тем, ни другим. Любой дальний, попавший в беду, автоматически становится нашим ближним. По крайне мере, так учит Евангелие, и так поступали наши предки. Сегодня количество беженцев приближается уже к миллиону. Никакое государство и никакие службы не в состоянии в одиночку справиться с гуманитарной катастрофой такого масштаба. Поэтому столь важно участие всех: волонтеров, благотворителей, любых рук. Поэтому Церковь много и ежедневно, с самого начала конфликта, помогает этим несчастным.
В новостях по телевизору тема беженцев выглядит сурово и печально, но не особо отрывает обывателя от его завтрака, обеда или ужина. Смотреть на беду через экран мы уже привыкли. Да и вообще, на что мы только не привыкли смотреть через экран… А вот воочию всё иначе. Ни один телевизор не расскажет, что такое несколько тысяч вымотанных, испуганных и озлобленных людей в перенаселенном лагере. Ни один репортаж не передаст взгляд стариков, уткнувшихся в одну точку. На своем веку они, наверное, многое претерпели. Вот и сейчас, без слез, просто молчаливо сидят и куда-то смотрят потерянным взглядом. И надо вам сказать, что от этого молчания становится очень страшно. Никакой журналист не опишет эти постоянно заплаканные женские лица, эти бесконечные пеленки, пыльные тюки, скулящих по ночам домашних собак, вывезенных сердобольными хозяевами из-под бомбежки – словно память о мирной жизни. Да даже в веселом смехе детворы, которая бесхозно бегает по лагерю, есть что-то зловещее на фоне вот всего этого.
Основной поток беженцев приходится на Ростовскую область. И Донская митрополия сейчас полностью вовлечена в происходящее: социальные службы доставляют гуманитарную помощь, священники дежурят в лагерях, Глава митрополии объезжает пункты временного размещения. Кстати, об одной такой поездке и хотел поговорить.
Вот представьте себе картину – митрополит посещает беженцев. Я, если честно, ожидал увидеть привычную благочестивую картину: архипастырь встречается с обездоленными и несчастными – те, задают ему вопросы, преимущественно духовного содержания, или, по крайне мере, достойного масштаба, интересуются причинами войны, спрашивают о прогнозах на будущее... В общем, все должно было быть как по телевизору. Однако, реальность оказалась более непредсказуемой, чем наши представления о ней.
Дело в том, что беженцы – это не совсем обыкновенные люди. Точнее, это обыкновенные люди, но с такой же степенью готовности слушать «слова о Вечном», как пешеходы, спешащие куда-то по улице. Единственным и подлинным их интересом, зачастую, является желание выжить, прокормиться, одеться, обуться, одним словом - получше устроиться.
Я ни в коем случае их не осуждаю. Неизвестно, как каждый поступил бы, оказавшись в таком положении. Да и людей глубокой веры среди беженцев хватает. Но вот обычный формат общения с ними, привычный протокол - в таких ситуация, зачастую, не срабатывает. И как заметил митрополит — в таких ситуациях надо просто терпеливо выслушивать людей. Собственно говоря, этим и занимались почти в каждом из лагерей. И вот что мне подумалось. Когда читаешь Евангелие, можно заметить, что тот народ, который окружал Христа, не состоял из кандидатов богословия или философов, жаждущих истины, в нем не было озабоченного вечными вопросами большинства. Ну вспомните: Господь им про вечные блаженства — они ему про хлеб, Он им про любовь — они ему про рыбу, Он про закваску фарисейскую и саддукейскую — они про корзины с едой, Он им про Вечность — они про земные царства. И даже крестные страдания воспринимались ими как шоу: подожди, говорят, посмотрим, придет ли Илия. А вдруг придет. Интересно же…
Но это и есть тот самый народ, который пришел спасти Спаситель. Это и есть те люди, которых заповедовал Христос Своей Церкви. Это и есть наши ближние, наши братья и сёстры. И как тогда, при Христе, так и сейчас, Церковь должна нести свое слово, встречая на пути требования хлеба, рыбы, новых штанов и билетов до Владивостока. Требования, которые с пониманием и терпением мы должны выслушивать, и при этом не умолкать в своем свидетельстве о «Царстве не от мира сего». И в этом соль земли, где земное и небесное так тесно переплелись.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело