
Жили в одной деревне два брата. Один из них бедняк, другой — богач, так и прожили они до глубокой старости.
Позвал как-то богатый брат бедняка к себе. Идёт тот по дороге и думает: «Никак, братец решил сделать мне подарок. Для того и зовет».
А богачу в тот день просто захотелось с кем-нибудь поговорить по душам, и стал он брату на свою жизнь жаловаться.
Слушал-слушал его бедняк и говорит:
— Тебе ли, братец, печалиться? Какое же это счастье иметь так много денег! Ты самый богатый и счастливый человек в нашей деревне.
—А вот я думаю, что самый богатый человек в нашей деревне —это ты!— отвечает богач.
— Как же так? — не понял бедняк. — Никак, братец, ты решил посмеяться надо мной?
— Вовсе нет, — говорит богач. — У тебя целых два богатства: первое —здоровье, второе — дети. А у меня только одно богатство: деньги. Я целую жизнь прожил, а детей не нажил. Всю жизнь я трясся над своим богатством, ночей не спал, всё своё здоровье потерял. Какой же я после этого богач?
Пришёл бедняк домой, рассказал своей старухе о разговоре с братом, а та ему и говорит:
— Да разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье — дети да здоровье?
— Надо же, а я никогда не думал, что мы с тобой такие богатые, — сказал бедняк. — Оказывается, у нас целых два богатства, а ведь у кого-то ни одного нет. Надо бы нам счастьем с другими делиться.
На следующее утро отправился старик в море и много рыбы наловил. Принёс домой улов и думает: зачем мне одному столько, я и без того человек богатый. Раздал он часть рыбы соседям, вот радости-то в каждом доме было! На другой день буря разыгралась, а никому из односельчан не пришлось в море за рыбой выходить, жизнью рисковать.
Вышли старик со старухой после шторма на берег моря, где недавно ветер бушевал и много деревьев поломал. Набрали они себе дров для очага, а из части древесины наделали игрушек для деревенских ребятишек. То-то все обрадовались и благодарили стариков.
С тех пор прозвали стариков в деревне: «Наши бедные богатые». Казалось бы, меньше всех в деревне у них было денег и всякого добра, но ведь это как посмотреть.
(по мотивам японской народной сказки)
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема