Велосипедистов байкерами не назовешь? Ну, отчего же: ведь и у них два колеса! Разве только потише они ведут себя...
Однажды ближе к полуночи сторож услышал за воротами говор народа и стук колес, но каких-то легких. Не отпирая часовни, он вышел к воротам со стороны двора — посмотреть, что там за гости ночные?
Ба! Да там с десяток человек, а то и больше, стоят, вжавшись лицами кованую решетку ворот. И все с велосипедами. Сторож смотрит на велосипедистов, велосипедисты на сторожа. Все молчат. Наконец, сторож не выдерживает паузы и обращается к нежданным гостям:
— Добрый вечер! Вы что хотите узнать?
— Мы, вот, решили заехать монастырь посмотреть! — отвечает, вероятно, их главный.
— Что же ночью-то? Днем приехали бы! — удивляется сторож.
— Днем большое движение по городу. Мы всегда по ночам ездим на велосипедах.
— Ладно! — неожиданно для самого себя говорит сторож. — Оставьте велосипеды в воротах, не беспокойтесь, их никто не возьмет, и заходите через часовню. Я вам расскажу о монастыре.
О! Как они обрадовались! Гурьбой вошли в часовню и, увидев иконы и лампады, сразу как-то притихли. Некоторые и перекрестились. Во дворе все встали полукругом и приготовились слушать рассказ сторожа. И он поведал гостям всю историю монастыря. А в конце вдруг и говорит:
— Ну, раз уж вы приехали, давайте я вам позвоню в колокола. Сейчас время пасхальное, можно звонить, но только недолго и тихонько. Нет, никого не разбудим! У нас на Подворье никто не живет, это пока не монастырь, да и места вокруг безлюдные.
— А разве можно «тихонько» звонить? — недоумевают гости.
— Можно. Если звонарь опытный! — отзывается сторож.
— А вы и звонарь?
— Конечно! — улыбается сторож и идет к колокольне. Тишина. Все ждут. И вдруг летним дождем пролился на гостей пасхальный звон — в самом деле, не очень громкий, но очень радостный. Когда сторож-звонарь спустился, велосипедисты благодарили его, восхищались, ахали... А он счастливо улыбался: ведь звон и ему подарил радость, и приглашал гостей придти днем, чтобы и храм посмотреть.
Они вышли, как и вошли — через часовню. От движения людей лампадки моргнули своими огоньками. В воротах прошуршали шины велосипедов, и всё стихло, будто и не было нежданного визита.
«Уж не приснилось ли?» — вспоминал сторож утром. Но следы велосипедных шин в воротах подтвердили: было!
«Ну, что ж, счастливого вам пути, байкеры!» — улыбнулся сторож и пошел открывать храм к Литургии.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема