
Итальянский город-порт Бари по праву гордится своей необыкновенной архитектурой. Набережная с аппетитным названием «Хлеб и помидор» соединяет побережье с центром, где маленькие рынки, роскошные магазины и уютные кафе кружат в хороводе зданий доримской эпохи, церквей и палаццо.
Но главная достопримечательность Бари, сердце города – это, без всяких сомнений, церковь Святителя Николая. Спросите у любого горожанина, как к ней пройти – и он непременно укажет вам путь. Причём, наверняка, его будут звать Николаем, потому что каждый второй житель Бари носит это имя. Немудрено - святитель считается покровителем города. И на гербе Бар-града изображён Николай-чудотворец - в левой руке он держит Евангелие, а правой даёт народу своё благословение.
Началась эта история в одиннадцатом веке. Бари был завоёван норманнами и потерял своё экономическое значение. Желая поднять авторитет и популярность города, барийцы отправляются в Миры Ликийские, чтобы забрать мощи святителя Николая. Под видом паломников барийцы проникли к гробнице святого и открыли её. Им удалось сломить сопротивление греческих монахов и перенести мощи на корабль. Вскоре итальянцы доставили на родину бесценный трофей. Можно по-разному относиться к этой истории – православные греки, например, не празднуют перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Но если вспомнить, что сейчас на месте первоначального погребения святого (ныне это турецкий город Демре) остались одни развалины, то можно только прославить промысел Божий, сохранивший для нас святыню.
Базилика ди сан Никола открыта каждый день с семи утра. Паломники спешат спуститься по лестнице, которая ведёт в небольшую крипту с низким арочным сводом. Здесь за решёткой стоит рака с мощами святителя Николая. В тишине и уединении можно помолиться святому. А потом попросить дежурного монаха открыть решётку, чтобы приложиться к гробнице. Увидеть тело Николая-чудотворца невозможно - монахи-бенедиктинцы хранят его под бетонной плитой.
Мощи Николая Чудотворца до настоящего времени продолжают мироточить. Раз в год, 9 мая, когда город Бари празднует день своего любимого святого, католики собирают святое миро. Для этого в раку с мощами через специальное полукруглое отверстие опускают сосуд – и он наполняется чудесной благовонной жидкостью. Миро разбавляют святой водой и разливают в небольшие сосуды, которые продают в лавке во дворе базилики. А 22 мая в Бари устремляются сотни паломников из России. Торжественно проходит архиерейская служба на гробе святителя. Крипту, где почивают святые мощи, заполняют православные, и лучшие хоры России славят святого, которого любят люди всех национальностей.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема