
В моей жизни были годы образцового женского существования в патриархальной семье. Всё по отлаженной схеме, всё предсказуемо. Церковь по воскресеньям и православным праздником, кухня — каждый день, дети — круглые сутки и всегда. Муж вполне обеспечивал нас материально, но видела я его крайне эпизодически, так уж он работал. А я не работала. Хотя дел было невпроворот, ведь двое из троих детей часто и очень непросто болели, на нянь и воспитательниц надеяться не приходилось. Мои попытки выйти на работу в какую-либо редакцию оборачивались крахом — в доме сразу всё будто разваливалось, и я снова и снова осознавала, что именно дома я и нужна. Не работала по специальности, не писала никаких текстов вообще, даже не выходила в интернет. Читала детям хорошие книжки, ходила с ними гулять, варила вкусные супы, молилась сама и учила этому ребятишек. А ещё у нас жил целый кошачий прайд — сплошь из подобранных на улице несчастных котят, заботливо вылеченных и выращенных. И собака большая и умная, немецкая овчарка — её мы с сыном дрессировали по всем правилам, а девочки помогали. Сын занимался по системе семейного обучения, в школу приходил лишь экзамены сдавать, и мне пришлось стать ещё и педагогом-организатором... Каждый вечер я, уложив детей, засыпала мгновенно — на второй странице приготовленной заранее книжки. И засыпала спокойно. Потому что в жизни моей порядок, в доме чистота и красота, и день прожит не зря. Но это было скорее удовлетворение от проделанной работы, чем счастье каждого дня. Хотя маленькие радости, безусловно, присутствовали в избытке: то новый детский рисунок, то совместная лепка котлет под песенки-рифмовочки, то выздоровление очередного котёнка... И всё же!..
«Чего ж тебе не хватает?» — спросил меня как-то священник. Я выпалила, не раздумывая: «Отдачи!» И пояснила: заботится о своих детёнышах и животных, мне же хочется чего-то большего. Я же помню, как прекрасно идти домой после вечернего эфира и угадывать в случайных прохожих своих недавних слушателей, и быть полётно-счастливой от иллюзии (а может — и не иллюзии?), что я сделала этот мир хоть чуточку лучше. И ещё притчу о талантах вспомнила — не зарываю ли я в землю сокровище, данное свыше?
Священник помедлил и посоветовал просто принять свой образ жизни как данность. Но и запастись терпением — период кончится, начнётся иной. А если не начнётся — значит, так Богу надо, Ему виднее.
На следующий день я встретила у мусорных контейнеров соседа, с которым была знакома лишь шапочно. Пожилой человек, сухой, неулыбчивый, всегда очень опрятный, что-то внимательно выискивал взглядом среди отходов. И вдруг спросил, нет ли у меня пустых стеклянных банок. Их и надеялся найти... И разоткровенничался неожиданно. Оказалось, он немало в жизни повидал, технически обслуживал подводные лодки, дома бывал наездами — и всегда радовался варенью, что варила любимая жена. И вот жены не стало. Вдовец-подводник не в силах был смотреть на буйство будто осиротевшей дачной смородины, решил не отступать от традиции и наварить — как уж сможет — варенья сам. «В память о Люсе, понимаете? Мне кажется, так надо!» — добавил он. И я помчалась на свой десятый этаж за банками, которых у меня скопилось много, мешка два.
И — странное дело! — ко мне вернулось то самое полётное ощущение, что обычно бывает, когда пытаешься нести в мир доброе, чистое, светлое, когда хочется благодарить Бога за предоставленную возможность. Я и благодарила — за эту встречу, за то, что именно мне Господь доверил хоть немножко помочь одинокому человеку.
Банки эти — мелочь, конечно. И если б не я, сосед всё равно где-нибудь бы их приобрёл. Но по милости Своей Господь преподнёс мне урок: главный талант из всех возможных — умение любить. И делать дела любви. А уж как их делать, каким образом — это уже детали. Если есть горячее желание любить, нести в мир свет — Господь возможность предоставит.
Непременно! Ведь Он сам — Любовь.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема