В моей жизни были годы образцового женского существования в патриархальной семье. Всё по отлаженной схеме, всё предсказуемо. Церковь по воскресеньям и православным праздником, кухня — каждый день, дети — круглые сутки и всегда. Муж вполне обеспечивал нас материально, но видела я его крайне эпизодически, так уж он работал. А я не работала. Хотя дел было невпроворот, ведь двое из троих детей часто и очень непросто болели, на нянь и воспитательниц надеяться не приходилось. Мои попытки выйти на работу в какую-либо редакцию оборачивались крахом — в доме сразу всё будто разваливалось, и я снова и снова осознавала, что именно дома я и нужна. Не работала по специальности, не писала никаких текстов вообще, даже не выходила в интернет. Читала детям хорошие книжки, ходила с ними гулять, варила вкусные супы, молилась сама и учила этому ребятишек. А ещё у нас жил целый кошачий прайд — сплошь из подобранных на улице несчастных котят, заботливо вылеченных и выращенных. И собака большая и умная, немецкая овчарка — её мы с сыном дрессировали по всем правилам, а девочки помогали. Сын занимался по системе семейного обучения, в школу приходил лишь экзамены сдавать, и мне пришлось стать ещё и педагогом-организатором... Каждый вечер я, уложив детей, засыпала мгновенно — на второй странице приготовленной заранее книжки. И засыпала спокойно. Потому что в жизни моей порядок, в доме чистота и красота, и день прожит не зря. Но это было скорее удовлетворение от проделанной работы, чем счастье каждого дня. Хотя маленькие радости, безусловно, присутствовали в избытке: то новый детский рисунок, то совместная лепка котлет под песенки-рифмовочки, то выздоровление очередного котёнка... И всё же!..
«Чего ж тебе не хватает?» — спросил меня как-то священник. Я выпалила, не раздумывая: «Отдачи!» И пояснила: заботится о своих детёнышах и животных, мне же хочется чего-то большего. Я же помню, как прекрасно идти домой после вечернего эфира и угадывать в случайных прохожих своих недавних слушателей, и быть полётно-счастливой от иллюзии (а может — и не иллюзии?), что я сделала этот мир хоть чуточку лучше. И ещё притчу о талантах вспомнила — не зарываю ли я в землю сокровище, данное свыше?
Священник помедлил и посоветовал просто принять свой образ жизни как данность. Но и запастись терпением — период кончится, начнётся иной. А если не начнётся — значит, так Богу надо, Ему виднее.
На следующий день я встретила у мусорных контейнеров соседа, с которым была знакома лишь шапочно. Пожилой человек, сухой, неулыбчивый, всегда очень опрятный, что-то внимательно выискивал взглядом среди отходов. И вдруг спросил, нет ли у меня пустых стеклянных банок. Их и надеялся найти... И разоткровенничался неожиданно. Оказалось, он немало в жизни повидал, технически обслуживал подводные лодки, дома бывал наездами — и всегда радовался варенью, что варила любимая жена. И вот жены не стало. Вдовец-подводник не в силах был смотреть на буйство будто осиротевшей дачной смородины, решил не отступать от традиции и наварить — как уж сможет — варенья сам. «В память о Люсе, понимаете? Мне кажется, так надо!» — добавил он. И я помчалась на свой десятый этаж за банками, которых у меня скопилось много, мешка два.
И — странное дело! — ко мне вернулось то самое полётное ощущение, что обычно бывает, когда пытаешься нести в мир доброе, чистое, светлое, когда хочется благодарить Бога за предоставленную возможность. Я и благодарила — за эту встречу, за то, что именно мне Господь доверил хоть немножко помочь одинокому человеку.
Банки эти — мелочь, конечно. И если б не я, сосед всё равно где-нибудь бы их приобрёл. Но по милости Своей Господь преподнёс мне урок: главный талант из всех возможных — умение любить. И делать дела любви. А уж как их делать, каким образом — это уже детали. Если есть горячее желание любить, нести в мир свет — Господь возможность предоставит.
Непременно! Ведь Он сам — Любовь.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России