Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Не смотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается.
На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!
Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. «Христос Воскресе!» – приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. «седмица») после Пасхи, которая называется Светлой.
На Светлой Седмице «все и всяческая» – Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.
Все богослужение Светлой Седмицы совершается при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень.
В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать чревообъядения, в которое так легко впасть после долгого поста.
В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери «Живоносный источник», и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос.
Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершается, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша»(1 Кор. 15,14).
Радость пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя! Христос воскресе!»
28 мая. Об иконографии праздника Вознесения Господня

Сегодня 28 мая. Предпразднство Вознесения Господня.
Об иконографии праздника — священник Алексей Долгов.
Во-первых, в западной традиции считалось, что Христос Воскрес силой Отца. И этим подчеркивалось, что Отец — это главное лицо Пресвятой Троицы. Во-вторых, в западной традиции понятия Воскресения и Вознесения были взаимосвязаны и практически взаимозаменяемы. Поэтому иконография Вознесения на Западе объединила в себе образы и Пасхи, и Вознесения.
Со временем иконография Вознесения развивалась и становилась похожей на привычное для нас изображение этого евангельского события. Изображения Божьей Матери, Спасителя, апостолов Петра и Павла примерно с IX века, после победы над иконоборчеством, окончательно утвердились в иконописной традиции Востока и отчасти Запада. Современная каноническая икона Вознесения в целом выглядит именно так.
Кроме того, золотое поле, символизирующее собой божественный свет и благодать, обычно разделено на два участка — верхний и нижний. Эти зоны разделены схематичным изображением Елеонской горы, с которой и вознёсся Спаситель. Сам Господь помещается в верхней части иконы в окружении ангелов. От Его фигуры, восседающей на троне, исходит неземной свет, а вокруг неё изображена сфера, которая символизирует божественную славу Господа.
В нижней части расположены фигуры апостолов, Богоматери и ангелов. Если не брать во внимание Пресвятую Деву, вся нижняя композиция полностью соответствует новозаветному рассказу. Она более всего исторична и менее всего аллегорична. Ещё меньше аллегорий на западных картинах и современных росписях. Здесь вообще отсутствует символизм, а просто изображается, как Христос, воздев руки, поднимается на небо в лучах славы.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 мая. Об Отдании праздника Пасхи

Сегодня 28 мая. Отдание праздника Пасхи.
О богослужении дня — священник Августин Соколовски.
На 39-й день после Пасхального Воскресения Церковь празднует Отдание Пасхи. В богословском, догматическом, вероучительном смысле Пасха продолжается. С Отданием Пасха не заканчивается.
Так, Вознесение — это кульминация прославления воскресшей человеческой плоти Христа Спасителя. Вознесение — это не скорбное событие. Оно не только приближает, но делает неминуемым Пятидесятницу. Святой Дух, ниспосланный на апостолов, сделает воскресшего Господа Иисуса везде присутствующим достоянием всей Вселенной через Церковь. Поэтому Пятидесятница — это также пасхальное торжество.
Если Пасха Христова не завершается в догматическом смысле, то в богослужебном значении она оканчивается именно в день Отдания праздника. На протяжении 40 дней Плащаница Господа Иисуса находилась на престоле в Церкви. В день Отдания она торжественно переносится. Литургия, как и прежде, вплоть до следующей Пасхи, будет совершаться на антиминсе, а не на Плащанице-антиминсе вместе, как это было во все пасхальные дни.
Современная богослужебная практика знает два возможных варианта служения Отдания Пасхи. Первая практика — это служба пасхальным чином. Вторая традиция — это предписанное уставом обычное богослужение с прибавлением тропаря Пасхи и иных немногих пасхальных песнопений.
Согласно Писанию, по воскресении Своём Господь Иисус являлся ученикам в течение 40 дней. Именно об этом говорят богослужебные тексты Отдания Пасхи.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 мая. О творчестве Федота Шубина

Сегодня 28 мая. В этот день в 1740 году родился скульптор Федот Шубин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
В семье крестьянина-помора Архангельской губернии родился гений скульптуры Федот Иванович Шубин, теснейшим образом связанный с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, которого отец Федота Ивановича учил грамоте. Ломоносовым, который получил три рубля от родственников Шубина для путешествия в столицу.
Пример Федота Ивановича, самого замечательного скульптора 18-го столетия, говорит о том, что талант, помноженный на работоспособность, плодом своим имеет шедевры, которые поныне украшают Санкт-Петербург. Знаменитое ростовое изображение законодательницы Екатерины II в Таврическом дворце, бюсты вельмож екатерининской эпохи, культурные работы Александро-Невской лавры, где и погребён наш замечательный соотечественник.
Я бы назвал его Моцартом в области скульптуры. Каждый месяц он созидал шедевр, достойный восхищения не только современников Шубина, но и потомков, получая неправдоподобно мало, едва сводя концы с концами, он трудился не ради хлеба куса, а ради Иисуса, все свои силы отдавая любимому делу.
Все выпуски программы Актуальная тема