Первая в европейской литературе автобиография написана в четвертом веке. Ее автор – святой Августин Аврелий, именуемый в церковной традиции блаженным, то есть счастливым. О своем пути к блаженству, обретенному в Боге, и рассказывает Августин в книге, названной им «Исповедью». А путь этот был тернистым и непрямым.
Родился будущий святой в африканской провинции Нумидия – сейчас это территория Алжира. Мать его Моника была христианкой. Однако, большее влияние на Августина в детстве оказал его отец, Патрикий. Он гордился своим римским гражданством и постарался привить сыну любовь к занятиям и увеселениям, приличествующим, по его представлениям, знати.
В шестнадцать лет Августин был отправлен учиться в Карфаген. В той среде, куда попал юноша, было непринято следовать христианским заповедям. Августин вступил в так называемый конкубинат с девушкой из низшего сословия – так в римском праве назывался гражданский брак без перспективы стать законным. Вскоре у пары родился сын, Адеодат. Моника сокрушалась о том, что жизнь любимого сына складывается не так, как она надеялась. Однако, мать не могла предположить, какой ей еще уготован удар. Горделивые поиски привели юношу в секту манихеев. Моника прервала общение с сыном и запретила ему появляться на пороге дома.
В тридцать лет Августин он отправился в Рим, где прожил год, совершенствуясь в риторике, а затем был приглашен преподавать в Милан, который в то время назывался Медиоланум. Моника со скорбью издали наблюдала, что сын по-прежнему разделяет взгляды манихеев. Своим горем мать поделилась с Медиоланским епископом Амвросием.
Моника:
Владыка Амвросий, вы наделены особым даром – ваши проповеди обращают ко Христу самые чёрствые сердца. Прошу вас, поговорите с моим сыном Августином – вы сможете убедить его оставить ересь и стать христианином.
Епископ Амвросий Медиоланский:
Разговор здесь не поможет, Моника. Августин пока не способен вразумиться истиной. Его заблуждения сейчас слишком дороги ему. Но со временем он увидит их грубость и сам отвергнет их.
Моника:
Но ведь нельзя просто ждать, нужно что-то делать! Я должна помочь своему сыну!
Епископ Амвросий Медиоланский:
Ступай и живи, как живёшь. Невозможно, чтобы чадо таких слёз погибло…
Моника оказалась права – проповеди святителя Амвросия оказали сильнейшее воздействие на Августина. Молодого философа потрясло ораторское мастерство христианского архипастыря. Оно во сто крат превосходило его собственное красноречие, которым он так гордился!
Перелом в мировоззрении Августина наступил, когда он ясно осознал, что Христос – не просто выдающийся пророк, как считали манихеи, но Сам Господь, в Котором – Спасение души. Описание этого внутреннего перерождения стало одним из самых ярких моментов «Исповеди»: «Я плакал в горьком сердечном сокрушении. И вот слышу я детский голос из соседнего дома, часто повторяющий нараспев: "Возьми, читай! Возьми, читай!"… Подавив рыдания, я встал, истолковывая эти слова, как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется… Взволнованный, вернулся я на то место, где оставил, уходя, апостольские Послания. Я схватил их, открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце мое залили свет и покой, исчез мрак моих сомнений».
На Пасху 387 года святитель Амвросий крестил тридцатитрехлетнего Августина и его сына Адеодата. Распродав все имущество и раздав деньги нищим, Августин вернулся на Родину, в Африку. Он долгое время уклонялся от предложений принять священный сан, считая себя недостойным. Но потом всё же уступил просьбам верующих, и стал священником, а затем и епископом.
Августин оставил немало сочинений, среди которых – ярчайшая «Исповедь». Эта удивительная книга ценна для богословов – с высоты своего опыта автор раскрывает в ней тлетворность манихейства и иных лжеучений. Кающиеся обретают в рассказе Августина опыт перерождения человека к жизни во Христе. А матери многих сыновей вот уже шестнадцать веков черпают в «Исповеди» надежду, что по милости Божией путь ищущего, но заблуждающегося чада выправится к свету и правде, как это произошло в жизни Августина, Блаженного в обретении истины.
8 мая. О почитании святого Апостола Марка

Сегодня 8 мая. День памяти Апостола и евангелиста Марка.
О почитании святого Апостола — священник Августин Соколовски.
В этот день Марк, к тому времени глава христианской общины города и первый епископ Александрии, был мученически убит языческой толпой за проповедь Христова имени. Это произошло в 68 году. В 828 тело апостола было перенесено из Александрии в Венецию. Спустя 1900 лет после мученической кончины апостола в 1968 часть мощей святого в знак покаяния католической церкви перед древними православными христианами за похищение святынь была возвращена в Египет и положена в Каире, где и покоится по сей день. Таковы главные даты земной биографии апостола. Уже даже покинув этот мир, он продолжал проповедовать не только оставленным после себя Евангелием, но и присутствием своих мощей и своего имени в весьма важных частях христианского мира. Примечательно, что день памяти апостола совпадает с самой поздней из возможных дат празднования Пасхи в Православии. Это удивительное знамение, совпадение дат, не только помогает запомнить памятные дни, но и таинственным образом указывает на то, что Евангелие Марка, как и любое другое из канонических апостольских Евангелий, это не просто исторический памятник или рассказ о земной жизни Господа Иисуса, но благовествование о Христе Воскресшем. С именем апостола Марка сохранилась божественная литургия. Хотя в современном уставе о богослужении она не употребляется, содержание ее богато молитвенным описанием глубин богословия и передает ощущение пасхальной тайны, как ее выражал в словословии Богу вот уже почти две тысячи лет назад сам евангелист Марк и основанная им Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 мая. О личности и творчестве родного дяди поэта Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 8 мая. В этот день в 1766 году родился русский поэт Василий Львович Пушкин.
О личности и творчестве родного дяди поэта Александра Сергеевича Пушкина — протоиерей Артемий Владимиров.
Во многом, благодаря именно его влиянию и инициативе, наш гений направлен был в лицей. И можно сказать, что Василий Львович, обмениваясь с племянником поэтической перепиской, дал ему импульс к творчеству. «Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой на старости в стихах поговорил с тобой». Развивался талант Александра Сергеевича и пристально за ним наблюдал даровитый литератор, творчество которого стоит в одной линии с наследием Василия Жуковского, Фёдора Глинки, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Козлова. «Христос воскрес, питомец Феба», обращался к дяде племянник. «Дай бог, чтоб милостию неба рассудок на Руси воскрес; Он что-то, кажется, исчез». Между тем, как дух Василия Львовича — это дух веры, благоговения перед Матью Церковью, любви к Отечеству и, конечно, радостного признания, что пальма поэтического первенства принадлежит его племяннику, благодаря которому фамилия Пушкин, переданная родителями нашему гению, закреплена и за творчеством Василия Львовича.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 мая. Об истории движения Красного Креста и Красного Полумесяца

Сегодня 8 мая. Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца.
Об истории этого международного движения — священник Дионисий Сакович.
Всем нам известный символ медицинских сотрудников и гуманитарной помощи Красный Крест на белом фоне был предложен Анри Дюнаном в 1863 году, а также в этот год создан Международный комитет помощи раненым, позднее Красный Крест. Это произошло после того, как в 1859 году Анри стал свидетелем битвы при Сольферино, где тысячи раненых солдат остались без помощи. В 1867 году было основано Российское общество Красного Креста под покровительством императрицы Марии Александровны. С этого периода совместно с Русской Православной Церковью Красный Крест открывал в Российской империи благотворительные больницы и приюты, госпитали и другие организации. Отдельно стоит отметить роль Красного Креста во взаимодействии с княгиней Елизаветой Федоровной в деле организации первых общин сестер Милосердия. А в Первую мировую войну более двух тысяч священников служили в госпиталях комитета, где также трудились императрица Александра Федоровна с дочерьми. На современном этапе продолжается активное сотрудничество Церкви и Красного Креста в гуманитарной помощи, добровольческом служении, при тушении лесных пожаров, оказании помощи беженцам в донорских акциях и многое другое. Нужно добавить, что существует альтернативная эмблема, которая также относится к данной организации — Красный Полумесяц, который решила использовать Османская империя во время Русско-Турецкой войны. Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца — это не только память о подвиге Анри Дюнана, но и напоминание важности, заботы о людях, которые попали в тяжелую ситуацию. Русская Православная Церковь, разделяя идеалы милосердия, продолжает укреплять сотрудничество с Красным Христом, доказывая, что добро не знает границ.
Все выпуски программы Актуальная тема