Чудеса случаются в жизни каждого человека. Правда, не каждый умеет замечать их. Художник Аркадий Пластов и его жена Наталья фон Вик умели. Может быть поэтому чудеса с ними происходили не раз. Даже их встреча сродни волшебству, посланному чьей-то доброй рукой.
Аркадий родился в селе Прислониха Симбирской губернии в конце 19-ого века. В роду Пластовых были иконописцы, архитекторы, священники. Аркашу родные мечтали увидеть архиереем. Он учился в духовной семинарии. Но мечтал стать художником. И уехал в Москву, поступив в знаменитую Строгановку. В 1917 году Пластов вернулся в Прислониху профессиональным художником. А спустя шесть лет увидел в доме своего друга фотоснимок красивой девушки и полюбил её с первого взгляда. Узнав, что она живёт в Симбирске, пошагал туда за шестьдесят километров – знакомиться.
Наталья фон Вик была дворянкой. Революция разорила её семью. Наташа собиралась уйти в монастырь и поступила на службу в симбирский храм. Во время одного из богослужений почувствовала на себе чей-то взгляд. Обернулась, на неё смотрел молодой мужчина. Это был Пластов. Наташа влюбилась мгновенно. Но Аркадию пришлось долго добиваться её руки. Шесть раз он делал предложение и получал отказы. Девушка не могла решиться оставить родителей. В конце концов её духовный отец посоветовал ей написать записки со словами «да» и «нет». И положить их у иконы святого Николая. А после службы взять наугад любую. Наташа развернула листок со словом «да». Через год Наталья фон Вик стала Пластовой.
Поселились супруги в Прислонихе. Здесь у них родился сын Николай. Здесь Аркадий увидел, как варварски разрушают храм, построенный его дедом, как уничтожают писанные им иконы. Словно предчувствуя эти события, художник успел запечатлеть родной храм в своих полотнах.
Жили Пластовы по-крестьянски. Аркадий пахал и косил, Наталья ухаживала за овцами и коровой. В начале 30-ых во время пожара выгорело всё село. Огонь уничтожил и дом Пластовых, погибли все картины. Супругам пришлось начинать всё заново. И они не только с нуля подняли хозяйство, а ещё и другим помогали.
В селе все знали: если случится беда, нужно бежать к Пластовым: они и денег дадут, и накормят, и вылечат. Наталья Алексеевна действительно спасла нескольких людей от смерти. Лекарства покупала, продавая свои вещи. А крестьяне в свою очередь спасли Пластова. Его четыре месяца держали в тюрьме за то, что не поддержал руководство колхоза. И выпустили только благодаря напору односельчан, которые убедили начальство в том, что Пластов человек не вредный.
Отрываться надолго от столичной жизни художнику было нельзя и зимы он проводил в Москве. Но быстро уставал от столичной суеты и рвался домой. Возвращаясь в Прислониху, замирал при виде освещённых окон своего дома. А от осознания того, что его ждёт любящая, всегда готовая поддержать Наташа, у Пластова кружилась голова.
Вырос их сын, появился на свет внук Коля. Любви от бабушки с дедом ему досталось полная чаша. Николай Николаевич до сих пор хранит коня-качалку, которого ему сделал дедушка. Пластов учил Колю рисовать, и позволял ему править собственные картины. А каждый день заканчивался чтением молитв при свечах. Это бабушка открывала внуку мир православия.
Наталья Алексеевна была младше мужа на десять лет. Полвека они прожили душа в душу. Художник умер в 79. Перед смертью сказал жене: «Не плачь обо мне, солнышко, через десять лет мы с тобой встретимся». Так и вышло. Спустя десять лет, и тоже в 79 ушла Наталья Алексеевна.
Она писала в мемуарах о дне своей свадьбы: «Я шла вокруг аналоя и молила Господа, чтобы он просветил нас обоих светом истины своей и быть бы мне мужу своему верной помощницей на всю жизнь». Господь услышал её просьбу и желание выполнил. И за это чудо Пластовы всегда были благодарны Богу и друг другу.
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема