— Мама, я в нашем Вятском художественном музее каждый раз замечаю что-то новое. Вот эту картину как будто сегодня в первый раз увидела. «В лесу» называется. Автор — Аркадий Рылов. Берёзовая роща, лошадка, запряжённая в телегу, жеребенок тут же пасется. Такой худенький!
— А присматривает за лошадьми девочка — совсем малышка. Неподалеку её дедушка бродит по роще. Наверное, грибы ищет. Трогательная работа, хотелось бы узнать побольше и про неё, и про художника.
— Давай в интернете поищем!
— Сейчас попробую... Нет, телефон здесь не ловит сеть.
— Милые дамы, если позволите, я могу рассказать про Аркадия Рылова и его картину «В лесу».
— Если вам не трудно! Мы с удовольствием послушаем.
— Спасибо большое!
— Никакого труда. Мне в радость делиться знаниями о таком замечательном художнике, как Аркадий Рылов. Он, кстати, родом из Вятки.
— Вот здорово, художник — наш земляк!
— Причем горячо влюблённый в свой родной край, в его природу. После окончания Высшего художественного училища при Императорской академии художеств Аркадий обосновался в Санкт-Петербурге, но продолжал приезжать в Вятку на пленэры. По этюдам, написанным здесь, созданы многие картины Рылова, в том числе и эта, со скромным названием «В лесу».
— Название скромное и простое, а само полотно мне кажется очень глубоким. В нём соседствуют радость и тревога. Сердце ликует, когда смотришь на строй берез, сияющий на солнце. Но какая-то едва уловимая грусть сквозит в картине.
— Может быть, тебе просто жалко худого жеребёночка?
— Может быть. Но, думаю, художник неспроста поместил его на передний план.
— Конечно, неспроста. В работах Рылова нет случайных деталей. И с одной стороны, как вы правильно заметили, картина «В лесу» — почти идиллическая. Берёзовая роща залита солнцем. Изображение светится от обилия белого цвета. Среди белоснежных стволов — лошадь белой масти. Во всём белом и девочка с дедушкой. А это значит, что день праздничный, ведь по будням крестьяне не надевали маркую одежду. Но это 1905 год — именно тогда Рылов работал над своим полотном. То есть, время очень неспокойное.
— Вы имеете в виду первую русскую революцию?
— Да, по стране прокатилась волна забастовок и антимонархических выступлений. Старый крестьянин с картины Рылова наверняка переживал, что общественные нестроения ни к чему хорошему не приведут. Аркадий Александрович не показывает нам лицо старика, мы видим только согбенную спину среди берез. Но в центре картины художник рисует тощего жеребёнка на шатких ногах. Его темная масть резко контрастирует с общим светлым фоном. И в безмятежном изображении звучит нота тревоги.
— Да, звучит. Я её услышала.
— Вечно вы взрослые, все усложняете. Радости на картине Аркадия Рылова гораздо больше. Что бы там ни было в будущем, но девочка в белом платьице проживает чудесный солнечный день. У неё есть любимая лошадка. И жеребенок, хоть и худой, но он щиплет травку и поправится!
— Аркадий Рылов создал картину, в которой жизнь отражена во всей полноте. Радость в ней соседствует с драмой. И, как свидетельствует в простоте юное создание — побеждает!
«Картину Аркадия Рылова „В лесу“ можно увидеть в Вятском художественном музее имени Виктора и Аполлинария Васнецовых».
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 255 зач., II, 13-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Какую бы сферу деятельности человека мы ни взяли, мы понимаем, что в ней можно быть любителем, а можно стать профессионалом. Конечно, порой для этого приходится приложить массу усилий, но зато профессионализм выше ценится. А что можно сказать о религии? Можно ли стать в ней профессионалом? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянами. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Чем профессионал отличается от любителя? С формальной точки зрения всё просто: уровнем знаний, умений и навыков. Профессионал этот тот, кто хорошо разбирается в сути своей работы и умеет делать её качественно. Можно профессионально владеть резцом по дереву, профессионально излагать исторические факты или оперировать законами. Дело профессионала — это дело техники. В своей теме он знает ответы на все вопросы. В этом смысле, конечно, можно стать профессионалом в религии, если в центре неё стоит то, что похоже на инструкцию, а смыслом её является соблюдение формы. Естественно, зная об искренней вере Авраама, Моисея, пророка Исаии и других праведников Ветхого Завета, мы никак не можем сказать, что вера ветхозаветных иудеев была формальной или сводилась только ко внешним обрядам. В то же время, мы знаем, что большинство иудеев делало акцент на форме, почему именно книжники и фарисеи пользовались особым уважением.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к язычникам города Коллосы, которым проповедовал Христа. Приняв благую весть, они умерли для греха, и Бог оживил их и воскресил вместе с Иисусом. При этом, как это часто бывало, следом за Павлом в новую общину пришли иудействующие и призывали бывших язычников к исполнению закона. Они знали, что закон не исполним, но настолько почитали форму, что не могли от неё отказаться, даже ради самого совершенного содержания. И вот Павел говорит, что самим уверовавшим иудеям, Бог простил все грехи, связанные с нарушением закона. Когда-то на горе Синай они взяли на себя обязательство, которое в итоге не смогли исполнить. Иудеи представляли его себе в виде долговой расписки. Потом приходит Христос и исполняет все обязательства. Будучи послушен Отцу даже до смерти, Он, по словам апостола, прибивает расписку ко кресту и делает бессильными силы зла. При этом Спаситель явил послушание Отцу не в формальном исполнении закона, но в исполнении заповедей любви. Любви к Нему как к Богу и к нам как к ближним. Этим он превзошёл закон как идеальную форму и указал на любовь как на то, чего Бог ждал от людей в действительности. И если закон мог стать делом техники и в исполнении его тонкостей можно было стать профессионалом, то в исполнении заповедей о любви, стать профессионалом нельзя. В ней невозможно ответить на все вопросы, невозможно поставить точку, эту заповедь невозможно исполнить до конца и успокоиться. Возможно только, пребывая во Христе, расти в этой любви к Богу и к людям, но расти не благодаря исполнению формальных правил, а благодаря помощи Бога, который первым возлюбил нас и пришёл нас спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 25. Богослужебные чтения
Христианство — это религия, которая учит терпению. Но как можно терпеть несправедливость и ложь? Действительно ли Священное Писание призывает к этому? Или же оно всё-таки призывает к борьбе за справедливость и правду? Ответ на этот вопрос находим в 25-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Только что прозвучавший псалом — это псалом-жалоба. Очевидно, что его автор страдает под тяжестью ложных обвинений, которые против него выдвигают недруги. Можно предположить, что он отчаялся искать правосудие в гражданских судах. А потому он обращается к тому, кто один может ему помочь, к Богу. Поэтому и начинается псалом словами «Рассуди́ меня́, Го́споди». Но далее мы слышим от псалмопевца весьма странную и необычную просьбу: «Искуси́ меня́, Го́споди, и испыта́й меня́; распла́вь вну́тренности мои́ и се́рдце моё», — молит он Творца.
Бывает так, что человек оказался в неприятной ситуации и понёс убытки. Например, ему был нанесён физический или материальный ущерб. Однако он не идёт в полицию, не обращается в суд, потому что видит в произошедшем и свою вину. Возможно, именно он сам спровоцировал конфликт. Может быть, сам подливал для него масло в огонь. А, вероятно, и сам нанёс ущерб. Его вклад в склоку и разлад может быть небольшим по сравнению с его неприятелями, однако, если он пойдёт к судье как пострадавший, то вскоре может стать обвиняемым. «У самого рыльце в пушку», — говорим мы о такой ситуации.
Псалмопевец ощущает себя иначе. Он предъявляет обвинения против обидчиков и заявляет о своей готовности, если потребуется, пройти любой экзамен. Хоть на детекторе лжи. Вплоть до того, что станут очевидны его самые потаённые мысли и чувства, спрятанные глубоко-глубоко в сердце. Его совесть чиста. Это и даёт ему силы для такой вдохновенной и, можно сказать, дерзновенной молитвы.
Опыт тяжёлых, конфликтных ситуаций есть у каждого из нас. Всякому из нас наносили ущерб, как минимум, моральный. Возможно, мы страдали от лжи и клеветы. Возможно, не могли найти справедливости и нам было больно и обидно от этого. Может быть, мы находимся в таком непростом положении прямо сейчас. Прозвучавший псалом призывает нас не сидеть сложа руки, жалуясь на судьбу. Он призывает нас искать правду. Идти, стучаться в двери, добиваться справедливости. В том числе стучаться и к Богу. Молить Его о наведении порядка.
Однако при этом, есть одно «но». Перед тем, как идти и наводить порядок вокруг себя, необходимо увидеть и признать собственные внутренние проблемы. Необходимо ответить себе на один важный вопрос: а не окажется ли мой поиск правды и справедливости на поверку банальным бегством от себя и от своих проблем. Ведь нередко бывает так, что кто-то идёт в крестовый поход, чтобы послужить Богу, а кто-то, потому что не хочется возвращаться домой. Увидеть, что на самом деле побуждает меня обвинять окружающих — это важная духовная задача.
Если не будем искренни перед собой, очень рискуем, что наши жалобы вернутся нам же на голову. Жизнь поставит нас в такую ситуацию, когда нам откроется бездна собственной неправоты и низости. Если же мы стараемся быть по отношению к самому себе честными, причём честными до безжалостности, Бог прислушается к любой нашей просьбе, даже самой дерзновенной. И устроит всё в итоге наилучшим для всех образом.
Псалом 25. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 25. (Церковно-славянский перевод)
«Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о русских изобретателях и конструкторах конца 19-го — первой половины 20-го веков, которые внесли значительный вклад в развитие техники во всём мире.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







