«Всевышний благословил начало святого дела вожделенным успехом», — записал в своём путевом дневнике за первое февраля тысяча восемьсот двадцать пятого года архимандрит Вениамин (Смирнов). «При дороге, — продолжал он, — за восемьдесят вёрст от города Мезени, миссионеры усмотрели юрту, или подвижной дом; нашедши в нём девятнадцать самоедов, предложили им первую евангельскую проповедь».
Самоедами называли народ ненцев, которые жили на обширных просторах крайнего Севера, в том числе в Архангельской губернии. Архимандрит же Вениамин был начальником миссии, посланной в кочевья ненцев для проповеди христианской веры. Те девятнадцать самоедов вскоре приняли святое крещение в Мезени и стали, используя выражение апостола Павла, начатком христианства на ненецкой земле.
Отцу Вениамину была доверена честь стать апостолом ненцев. Прекрасно образованный, он имел педагогический опыт, служил смотрителем архангельских духовных училищ и руководителем Архангельского комитета Библейского общества. А самое главное, архимандрит Вениамин имел горячее желание проповедовать православную веру.
После первых успехов миссии пришли и первые испытания, связанные с происками злонамеренных людей. Некоторые русские поселенцы-предприниматели использовали ненцев как дешёвую, по сути рабскую трудовую силу. Такие люди, покровительствуемые отдельными чиновниками, не были заинтересованы в том, чтобы ненцы изменяли свою жизнь к лучшему, узнавали христианство и получали защиту Церкви. Несмотря на прямое повеление императора Александра Первого о проповеди среди ненцев, они специально распускали слухи, что миссионеры действуют без разрешения царя и подбирают, кого забрать в рекруты. При том, что ненцы официально были освобождены от воинской повинности.
Эти настроения привели к тому, что в ходе поездки на полуостров Канин Нос летом тысяча восемьсот двадцать пятого года ненцы очень холодно встретили проповедь отца Вениамина. Сопровождавший его полицейский исправник неожиданно рассердился на собравшихся ненцев, стал их ругать и даже вынул шпагу. Ненцы бросились к оружию и кричали: «Не хотим креститься!» И хотя дальше распри дело не дошло, ненец, который вёз архимандрита Вениамина обратно, намеренно оставил его погибать на болоте. Священник был вовремя обнаружен и спасён тем самым исправником. Глубоко потрясённый, промокший и грязный, отец Вениамин вернулся в Мезень больным и лечился затем целый год.
Казалось бы, какая может быть миссия после этого? Однако несмотря на произошедшее отец Вениамин считал, что ненцы «очень кротки нравом и весьма смирны», а их враждебность вызвана той грубостью, пример которой показал исправник.
За время болезни миссионер изучил язык ненцев, начал переводить на него Священное Писание и молитвы. В тысяча восемьсот двадцать шестом году он прибыл в заполярный Пустозёрск у реки Печора, откуда со своей походной церковью совершал миссионерские поездки в Тиманскую и Большеземельскую тундры. При посещении последней произошло чудо: во время крещения исцелился ненец Таселей Вылкин, у которого были парализованы обе руки. Это чудо произвело большое впечатление на многих. Ненцы специально приезжали посмотреть на исцелившегося Вылкина. «Проповедники Евангелия, — писал отец Вениамин, — ясно видели руку Божию, содействующую трудам их».
Летом тысяча восемьсот двадцать седьмого года произошло ещё одно удивительное событие: на острове Вайгач в Северном Ледовитом океане новообращённые ненцы разрушили своё древнее капище. На его месте отец Вениамин установил православный крест.
Всего за пять лет миссионерского служения в ненецкой тундре были крещены три тысячи триста три человека — большинство из четырёх тысяч ненцев, живших в Архангельской губернии. В тысяча восемьсот тридцатом году труды миссии были завершены: для ненцев было организовано три постоянных прихода, а архимандрита Вениамина отозвали в Архангельск. За свои труды он получил орден святого Владимира третьей степени.
Отошёл ко Господу отец Вениамин в тысяча восемьсот сорок восьмом году в возрасте шестидесяти шести лет. Он оставил о себе память не только как миссионер, но и как лингвист и этнограф: составил словарь и учебник грамматики ненецкого языка, а также написал очерки о быте ненцев.
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема