Ясным воскресным днём 11-го апреля 1910-го года множество астраханцев толпилось у городской пристани: на волжских водах покачивался необычный корабль — первая в истории Православия плавучая церковь. А назвали её в честь святителя Николая.
Епископ Астраханский Георгий, благодаря которому появился этот корабль, после его освящения сказал: «Наше судно напоминает, как Спаситель плавал по Галилейскому морю и учил стоящий на берегу народ. С борта нашего корабля, как и с евангельского, будет так же раздаваться проповедь о вечном спасении».
Сам император Николай II приветствовал это начинание в своей телеграмме: «Искренне радуюсь доброму делу».
Проповедь с палубы парохода была обращена к тысячам людей — простым рыбакам, жилища которых были разбросаны по дельте Волги и берегам Каспийского моря. Большую часть года рыбаки находились на промыслах, не имея возможности участвовать в богослужениях. Появление плавучего храма исправило эту ситуацию, причём его посетителями были и представители кочевых народов Прикаспия.
Владыка Георгий делал всё, чтобы слово о Христе достигало самых отдаленных уголков. Так, с проповедью он объездил калмыцкие и казахские степи, назначил трёх миссионеров для миссии среди калмыков. С этой же целью епископ издал «Миссионерский сборник» и другие брошюры. Здесь очень пригодился опыт, приобретённый им в Сибири, где Преосвященный Георгий служил до назначения в Астрахань.
Под началом владыки действовало Кирилло-Мефодиевское братство, занимавшееся проповедью среди сектантов и раскольников, а также помощью бедным. В Астрахани было много бродяг и нищих. По поручению владыки священники стали ходить в ночлежки, проводить там богослужения и произносить проповеди. При этом за счёт епархии беднякам выдавали одежду, обувь и пищу. А для поддержки священнослужителей и их семей владыка учредил кассу взаимопомощи.
Большое внимание епископ Георгий уделял церковному образованию: за время его управления епархией были открыты сорок четыре приходских школы, основаны богословские курсы. Большими тиражами издавались книги о Православии, миссионерские листовки.
Владыка Георгий не оставался в стороне от испытаний, которые обрушились на Россию. Во время войны с Японией он помогал собирать средства для раненых, а в годы первой русской революции 1905-1907 годов проводил молебны и крестные ходы, призывая людей к миру.
Епископ Георгий вёл сосредоточенную духовную жизнь. Он очень любил богослужение, заботился о качестве церковного пения и соблюдении устава. Не раз в гости к владыке на Астраханскую землю приезжал святой праведный Иоанн Кронштадский.
В 1912-м году епископ Георгий почил после тяжёлой болезни, испросив перед смертью прощения у окружавших его людей. Как писали астраханские газеты, «владыка был настоящим трудником, не боявшимся браться ни за какое дело. Двери его келии, равно как и сердце, были открыты для всех, кто нуждается в утешении, совете, сочувствии».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема