 Рим сегодня считается культурной столицей мира. Две тысячи лет назад Рим являлся его реальной столицей. Римская империя представляла собой крупнейшее и сильнейшее государство на планете, и ее столица, естественно притягивала к себе людей со всего света. В этом и заключается смысл поговорки: «Все дороги ведут в Рим». Вполне естественно, что христианская община Рима занимала в древней Церкви особое положение. Впрочем, столичный статус общины выражался, прежде всего, в том, что римские христиане были благодетелями для более бедных церквей. Рим также был информационным центром древней Церкви – сюда стекались и отсюда распространялись новости о жизни христиан империи. До сих пор доподлинно неизвестно, благодаря кому христианство попало в Рим. Можно лишь с точностью сказать, что это произошло не благодаря апостолам. Ко времени написания апостолом Павлом послания к римлянам в 58 году в столице империи уже существовала крепкая христианская община, хотя, повторимся, ни Павел, ни прочие апостолы в Риме к тому времени не проповедовали. Наиболее правдоподобной версией возникновения христианства в столице является то, что учение Иисуса Христа принесли туда евреи-христиане из Палестины. Вскоре к общине стали присоединяться христиане из язычников. Римская Церковь пребывала в благом состоянии до того момента, как император Клавдий приказал изгнать евреев (и иудее, и христиан) из столицы. Римская церковь оказалась в кризисе. Некоторые христиане из язычников начали возвращаться к идолопоклонничеству. Но благодаря посланию апостола Павла, а затем и его приезду в Рим распад местной Церкви был остановлен.
Рим сегодня считается культурной столицей мира. Две тысячи лет назад Рим являлся его реальной столицей. Римская империя представляла собой крупнейшее и сильнейшее государство на планете, и ее столица, естественно притягивала к себе людей со всего света. В этом и заключается смысл поговорки: «Все дороги ведут в Рим». Вполне естественно, что христианская община Рима занимала в древней Церкви особое положение. Впрочем, столичный статус общины выражался, прежде всего, в том, что римские христиане были благодетелями для более бедных церквей. Рим также был информационным центром древней Церкви – сюда стекались и отсюда распространялись новости о жизни христиан империи. До сих пор доподлинно неизвестно, благодаря кому христианство попало в Рим. Можно лишь с точностью сказать, что это произошло не благодаря апостолам. Ко времени написания апостолом Павлом послания к римлянам в 58 году в столице империи уже существовала крепкая христианская община, хотя, повторимся, ни Павел, ни прочие апостолы в Риме к тому времени не проповедовали. Наиболее правдоподобной версией возникновения христианства в столице является то, что учение Иисуса Христа принесли туда евреи-христиане из Палестины. Вскоре к общине стали присоединяться христиане из язычников. Римская Церковь пребывала в благом состоянии до того момента, как император Клавдий приказал изгнать евреев (и иудее, и христиан) из столицы. Римская церковь оказалась в кризисе. Некоторые христиане из язычников начали возвращаться к идолопоклонничеству. Но благодаря посланию апостола Павла, а затем и его приезду в Рим распад местной Церкви был остановлен.
Братья, 6.11 почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. 6.12 Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 6.13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. 6.14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. 6.15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. 6.16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? 6.17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Направляя послание в Рим, апостол Павел осознавал, какие искушения стоят перед бывшими язычниками. Столица империи была одновременно и столицей языческой культуры. На каждой улице Рима имелись статуи античных богов, повсеместно стояли языческие алтари, где в честь идолов приносились жертвы. Здесь же бесплатно раздавалась освященная в честь античных богов еда. В ночное время в языческих храмах Рима проходили собрания, которые нередко превращались в оргии. Апостол Павел призывает римских христиан стойко противостоять окружающей их греховной среде. Павел напоминает своим читателям, что они в крещении получили благодать от Бога и должны ее хранить. Апостол приводит в послании к римлянам традиционный для себя образ – как Христос, умерев, воскрес, так и христианин должен умереть для греховной жизни и воскреснуть для жизни в Боге. По мысли Павла, если человек не сопротивляется искушениям, греховная скверна поселится в его душе и затем поработит его тело. Апостол указывает на то, что Христос освободил людей от рабства пороков и дьявола. Поэтому возвращение к греховной жизни – это не только фактически духовное самоубийство, но и оскорбление крестной жертвы Иисуса Христа. Павел призывает христиан быть по-настоящему свободными, что для него значит полное освобождение от власти страстей, которое апостол называет не иначе, как рабством. Современное общество в плане стремления к различным удовольствиям очень похоже на античное. Поэтому слова апостола Павла из прозвучавшего отрывка послания к римлянам - «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его», - актуальны в наши дни.
31 октября. О хождении во Христе

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».
О хождении во Христе — священник Николай Дубинин.
В послании к колоссянам апостол Павел призывает: «Как вы приняли Христа, так и ходите в Нём». Что это значит? Это означает, что те заветы, которые мы принимаем во время крещения, те обеты и обещания Богу чистой совести и праведной жизни, мы должны исполнять неукоснительно.
Ведь стоит признаться, что по прошествии многих лет воцерковленной жизни мы иногда расслабляемся, и духовная жизнь ослабевает, кто-то начинает нарушать обеты, данные при крещении. И вот апостол Павел здесь нам подсказывает, что как вы приняли, как вы чувствовали ту благодать, ту радость и какая решимость, главное, была у вас начать христианскую жизнь, в этом и оставайтесь.
Не позволяйте себе лениться или впадать в малодушие или в маловерие. Очень ценный совет для всех нас, особенно для воцерковленных людей, чтобы мы всегда были в некоем духовном бодрствовании.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О почитании Апостола и евангелиста Луки

Сегодня 31 октября. День памяти Апостола и евангелиста Луки.
О его почитании — протоиерей Максим Горожанкин.
Святой апостол и евангелист Лука — это очень интересная личность, это и врач, это и иконописец, это и церковный историк. Когда мы прикасаемся к письменному наследию апостола Луки, мы берём в руки его Евангелие и продолжение этого Евангелия — книгу Деяний святых апостолов.
И промыслительно то, что книга Деяний не заканчивается. У этой книги как бы нет окончания, как обычно бывает окончание у всех других книг Священного Писания Нового Завета, и многие из них заканчиваются словом «Аминь». А вот книга Деяний святых апостолов, она не заканчивается. И это говорит нам о том, что мы, современные христиане, продолжаем дело святых апостолов. И святого апостола Луки в том числе.
Каждый из нас, верующих людей, по-своему пишет историю Христианской Церкви своей жизнью, своими добродетелями или прегрешениями. И дай Господь, чтобы добродетелей в нашей жизни было больше молитвенным представительством святого апостола и евангелиста Луки.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О спасении души в условиях городской жизни
 
                                    
Сегодня 31 октября. Всемирный день городов.
О спасении души в условиях городской жизни — священник Николай Конюхов.
Люди религиозные первоначально сторонились от городов, то есть, если вспомнить времена Каина и Авеля, то мы вспомним, что именно каиниты стали основывать первые города, а сифиты (это сыны Божии, потомки как раз того, кто остался верен истинному Богу), то они как-то сторонились, старались жить на вольных пространствах. Тем не менее, со временем и в городах появилось вот это богопочитание, и стали строиться церкви.
И вот в наше время мы в большинстве случаев живём как раз именно в полисах, причем достаточно больших. И единственное, что тут важно, — не потерять в суете городской жизни, где всё вроде бы завязано на то, чтобы сэкономить наше время, но времени никогда не хватает, потому что нужно туда съездить, это оплатить, посетить мероприятия и так далее. И люди жалуются, что в суете городской жизни у них не хватает времени на Бога.
И когда я, кстати, приезжаю куда-нибудь в маленькие города или в деревню, особенно, там время совершенно по-другому течёт. И люди и разговаривают медленнее, и богослужение... Я вот приехал недавно к своему сельскому батюшке знакомому. Служба идёт медленнее, читают спокойнее, поют тоже спокойнее, потому что как-то вот люди не спешат.
И мы можем вроде всё успеть, все дела, какие запланировали выполнить, но потерять самое главное. Вот этот мирный дух, который имеет человек, примирённый с Богом, с ближними и с собой.
И поэтому, чтобы самому не потеряться в этом городе, огромном и шумящем, не потерять самого себя, нужно всегда не забывать уделить время своему Создателю.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



