К первому веку по Рождестве Христовом за еврейским народом в Римской империи прочно закрепилась репутация бунтовщиков. Жители Израиля, попав в 63 году до Рождества Христова под власть Рима, всячески стремились сбросить с себя имперское господство. Причина состояла не только в ущемлении национальной гордости (что также имело место), но прежде всего в яростном нежелании евреев подчиняться язычникам. Веря в свой особый статус народа избранного, иудеи видели себя на вершине человеческой цивилизации и расценивали свою зависимость от Рима как трагедию и горестное испытание, которое нужно обязательно преодолеть. Ко времени Рождения Спасителя в Палестине произошло несколько восстаний, которые были подавлены, а править Израилем с согласия Рима начал человек, не принадлежавший к еврейскому народу – идумеянин Ирод, прозванный современниками Великим. Идумейский народ до того в течение веков враждовал с евреями, поэтому назначение Ирода правителем Палестины было расценено израильтянами как национальный позор. С целью свержения Ирода и достижения независимости от Рима в Израиле организовывались экстремистские группировки, члены которых именовались зилотами, с греческого «ревнители». Зилоты устраивали различные диверсии и готовили новое масштабное восстание против Рима, которое состоялось в 70 году и завершилось не только полным поражением Израиля, но и разрушением Иерусалима. Древние христиане, многие из которых в национальном плане принадлежали к еврейскому народу, не поддержали революции и, в принципе, имели иное мнение относительно своего существования в рамках Римской империи. Выразителем данного мнения стал апостол Павел, который изложил социальную позицию христиан в своем послании к римлянам:
Братья, 13.1 всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 13.2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 13.3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 13.4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 13.5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 13.6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 13.7 Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. 13.8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 13.9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 13.10 Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона.
На основании прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к римским христианам можно сделать несколько выводов. Первый состоит в том, что апостол Павел в точности следует учению Иисуса Христа о различении власти Бога и власти светской. Следуя Спасителю Павел призывает христиан-современников к мирному существованию и лояльному отношению к государству - пусть оно и возглавляется язычниками. Подход апостола предельно прост - пока государство исполняет свои прямые обязанности, а именно заботится о поддержание порядка в обществе, ему необходимо подчиняться, так как любая власть от Бога. Сопротивление государству по мнению апостола возможно лишь в том случае, если оно занимает явную антихристианскую позицию и принуждает последователей Спасителя отречься от своей веры. Апостол своей жизнью и смертью явил пример христианского отношения к государству. Павел исправно соблюдал законы римской империи, до тех пор, пока власть в лице императора Нерона не потребовала от него отказаться от Христа. Ответив отрицательно, апостол Павел обрек себя на смертную казнь. Из чего можно сделать итоговый на сегодня вывод – всякая власть от Бога, пока она Богу явным образом не противится.
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый народ в истории выстраивал отношения с Богом по-своему. Это, естественно, оказывало влияние на историю, культуру и мировоззрение людей. Но означает ли это, что, рождаясь в одном народе, человек оказывается ближе к спасению, тогда как рождаясь в другом, дальше от него? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу. Давайте его послушаем.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
Многим людям, к какому бы народу они себя ни относили, свойственна одна и та же черта. Они готовы критиковать те или иные черты своих соплеменников, готовы признавать исторические ошибки и сложности характера... Но всё это делать только тогда, когда они сами об этом говорят, когда критикуют своё, родное. Когда критикой занимается кто-то другой, они спорят и защищают своих, даже если внутренне понимают правоту говорящего. Думаю, причина такого поведения в том, что когда человек позволяет себе критиковать своё, он знает, что несмотря на критику, любит то, о чём говорит. В критике со стороны он чувствует подвох, враждебность и отсутствие любви, почему и не хочет с ней соглашаться.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет своего ученика Тита управлять вверенной ему Критской церковью. Причём часть инструкций апостола современного человека может смутить. Одно дело рассказывать, какими должны быть епископы, священники, диаконы и совсем другое — подробно описывать нелицеприятные черты жителей Крита. Понимая всю сложность такой критики, апостол цитирует слова местного критского прорицателя, который не скупился в выражениях, говоря о своих соплеменниках. Для апостола было важно, чтобы Тит понимал, что ему придётся иметь дело с людьми привыкшим к распрям и праздности. Но для нас важно другое: говоря всё это, апостол стремился к их спасению. Он проповедовал на Крите и основал там Церковь, которая в истории прославилась множеством святых. Задумываясь о параллелях, мы можем вспомнить, что Нестор-летописец тоже находит в жизни славян, о которых говорит, нелицеприятные черты. Однако и они в итоге стали христианами, и славянские Церкви явили удивительные примеры святости. У любого народа, как и любого человека, есть своеобразные, характерные для него черты. Однако принимая евангельскую весть, люди оказываются способны к подлинным переменам в своей жизни.
Легче ли нам, наследникам тысячелетней христианской культуры, прийти к спасению, чем тем, кто узнал Христа недавно. Отчасти да, потому что некоторые нравственные или вероучительные вещи буквально вшиты в культуру. Но это же может и помешать, ведь многим кажется, что они и так всё знают. В свою очередь те, кто только приходят к вере, многого не понимают, зато они с трепетом стремятся к знанию и новому опыту.
Так или иначе, за столетия в истории критян, как и в истории славян, многое изменилось, и жизнь этих народов была просвещена светом Евангелия. С благодарностью задумываясь об их выборе, будем помнить, что, по словам Спасителя, кому много дано, с того много и спросится.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы рая и ада». Священник Александр Сатомский
В этой программе вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Расторжение брака» и говорили о том, какие практические моменты в духовной жизни христианина скрываются за аллегорическими образами ада и рая в этом произведении.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианское отношение к новогодним праздникам». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
В первый день года мы говорили о христианском отношении к новогодним праздникам, подведению итогов и планам на будущее.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер