К первому веку по Рождестве Христовом за еврейским народом в Римской империи прочно закрепилась репутация бунтовщиков. Жители Израиля, попав в 63 году до Рождества Христова под власть Рима, всячески стремились сбросить с себя имперское господство. Причина состояла не только в ущемлении национальной гордости (что также имело место), но прежде всего в яростном нежелании евреев подчиняться язычникам. Веря в свой особый статус народа избранного, иудеи видели себя на вершине человеческой цивилизации и расценивали свою зависимость от Рима как трагедию и горестное испытание, которое нужно обязательно преодолеть. Ко времени Рождения Спасителя в Палестине произошло несколько восстаний, которые были подавлены, а править Израилем с согласия Рима начал человек, не принадлежавший к еврейскому народу – идумеянин Ирод, прозванный современниками Великим. Идумейский народ до того в течение веков враждовал с евреями, поэтому назначение Ирода правителем Палестины было расценено израильтянами как национальный позор. С целью свержения Ирода и достижения независимости от Рима в Израиле организовывались экстремистские группировки, члены которых именовались зилотами, с греческого «ревнители». Зилоты устраивали различные диверсии и готовили новое масштабное восстание против Рима, которое состоялось в 70 году и завершилось не только полным поражением Израиля, но и разрушением Иерусалима. Древние христиане, многие из которых в национальном плане принадлежали к еврейскому народу, не поддержали революции и, в принципе, имели иное мнение относительно своего существования в рамках Римской империи. Выразителем данного мнения стал апостол Павел, который изложил социальную позицию христиан в своем послании к римлянам:
Братья, 13.1 всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 13.2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 13.3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 13.4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 13.5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 13.6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 13.7 Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. 13.8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 13.9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 13.10 Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона.
На основании прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к римским христианам можно сделать несколько выводов. Первый состоит в том, что апостол Павел в точности следует учению Иисуса Христа о различении власти Бога и власти светской. Следуя Спасителю Павел призывает христиан-современников к мирному существованию и лояльному отношению к государству - пусть оно и возглавляется язычниками. Подход апостола предельно прост - пока государство исполняет свои прямые обязанности, а именно заботится о поддержание порядка в обществе, ему необходимо подчиняться, так как любая власть от Бога. Сопротивление государству по мнению апостола возможно лишь в том случае, если оно занимает явную антихристианскую позицию и принуждает последователей Спасителя отречься от своей веры. Апостол своей жизнью и смертью явил пример христианского отношения к государству. Павел исправно соблюдал законы римской империи, до тех пор, пока власть в лице императора Нерона не потребовала от него отказаться от Христа. Ответив отрицательно, апостол Павел обрек себя на смертную казнь. Из чего можно сделать итоговый на сегодня вывод – всякая власть от Бога, пока она Богу явным образом не противится.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема