В течение всей своей истории человечество мечтает о создании идеального общества, построенном на принципах гармонии и равноправия. Одним из первых об идеальном устройстве мира в своем диалоге «Государство» писал греческий философ Платон, после него созданием проектов совершенного общества занимались еще многие мыслители. О рае на земле говорили Иоахим Флорский. Свою «Утопию» увлеченно строил Томас Мор. Об идеальном обществе говорили и создатели коммунистической идеологии, предлагавшие здесь и сейчас основать гармоничное и равноправное государство. Как известно, все попытки по строительству идеального общества не увенчались успехом. За исключением одной, пожалуй. В 30-е-60-е годы первого века по Рождестве Христовом построенное на принципах гармонии и любви к людям сообщество существовало в Иерусалиме. Местные христиане, воодушевленные проповедью и жизненным примером Христа, решили полностью посвятить себя служению Богу и людям. Отказавшись от частной собственности, они объединились в общину, которая смогла перенести многие испытания. Главным из них стало убийство в 62 году главы общины святого Иакова Праведного. Желавшие разрушения Иерусалимской церкви иудеи сбросили его с крыши храма Соломона, главного святилища Ветхого Завета. Основы существования христианской общины Иерусалима пошатнулись. Поддержать местных христиан взялся апостол Павел. Он направил в Иерусалим послание, вошедшее в состав Библии под названием Послание к евреям. Отрывок из него читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 12.28, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 12.29 потому что Бог наш есть огнь поядающий. 13.1 Братолюбие между вами да пребывает. 13.2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. 13.3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. 13.4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. 13.5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, 13.6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? 13.7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.13.8 Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.
В послании к евреям апостол Павел не только проводит сравнение между христианством и иудаизмом, но также воодушевляет христиан Палестины, призывает их не оставлять высоких и светлых принципов христианской жизни. Павел напоминает, что в основе церковного существования лежит любовь к Богу и людям. Поэтому христиане не должны пренебрегать заботой и добрым участием в жизни окружающих людей. Важное место Павел отводит помощи нуждающимся. Апостол вспоминает, что в облике странников, просивших пищи и приюта, святых древности посещали ангелы и даже Сам Бог. Так, Господь в образе трех странников посетил праотца Авраама. А Спаситель в Евангелии прямо говорит о том, что, проявляя заботу к нуждающимся, христиане тем самым проявляют любовь к Нему Самому. Христиане, как утверждает Павел, должны также заботиться о больных и заключенных, быть эталоном супружеской верности, что было не просто в эпоху поздней Античности, времени вседозволенности и половой распущенности. Павел призывает христиан остерегаться сребролюбия, жить скромно, довольствуясь имеющимся. Искреннее и нелицемерное благочестие, с точки зрения апостола, станет для христиан прочной основой жизни, которую не смогут поколебать никакие жизненные неурядицы. Ведь настоящий христианин находится под постоянной защитой Христа, а "Иисус Христос", как говорит в сегодняшнем послании апостол Павел, "вчера и сегодня и вовеки Тот же" и никогда не предает верующих в Него.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема