Понятие «мегаполис» пришло в современный язык из античности. В ту эпоху мегаполисом называли, как и сегодня, большой и развитый город с многочисленным населением. Классическим примером древнего мегаполиса являлся Эфес. Расположенный на берегу Эгейского моря со стороны малоазийского полуострова, этот город являлся настоящими торговыми и культурными воротами из Европы в Азию и наоборот. На улицах Эфеса встречались и общались между собой представители разных регионов Римской империи, а сам город как будто впитывал в себя всевозможные культурные и религиозные веяния – не всегда позитивные. К первому веку по Рождестве Христовом в Эфесе процветал зловещий культ языческой богини плодородия Артемиды. Храм Артемиды, который называли одним из семи чудес света Средиземноморья, представлял собой настоящий центр общественной и религиозной жизни города. Днем здесь проходили народные собрания и заключались торговые сделки, а ночью совершались кровавые богослужения в честь богини. Культ Артемиды казался непоколебимым, но все изменилось в 56 году, когда в Эфесе оказался апостол Павел, проповедь которого привлекла стольких жителей города, что знаменитый храм богини начал пустеть. Язычники, устроив бунт, изгнали Павла из Эфеса. Но христианская община, созданная апостолом, продолжила свое существование. Новый импульс она получила в начале 60-х годов первого века, когда в Эфес в качестве главы общины города прибыл ученик Павла - Тимофей. В 65 году апостол Павел направил Тимофею послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Сын мой Тимофей, 4.9 Слово сие верно и всякого принятия достойно. 4.10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 4.11 Проповедуй сие и учи. 4.12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. 4.13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. 4.14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. 4.15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Тимофея, ученика апостола Павла, почитают в Православной Церкви также в качестве апостола. По причине того, что он подобно своему учителю всю жизнь посвятил проповеди Христа – наиболее ярко его служение проявилось именно Эфесе. Пребывание Тимофея в этом городе не было беззаботным. Культ Артемиды был силен и привлекателен - в особенности для тех христиан, которые в прошлом исповедовали язычество. Тимофею приходилось усердно заботиться о том, чтобы бывшие язычники не возвращались к прежнему образу жизни. Положение осложнялось двумя обстоятельствами. Первое заключалось в том, что Тимофей был полукровкой, ребенком от смешанного брака. Отцом его был эллин-язычник, а матерью – еврейка, принявшая христианство. В церковной общине Эфеса никто не считал это важным, но вне ее эллины и иудеи высказывали по отношению к Тимофею всяческое презрение. Вторым препятствием в служении ученика апостола Павла было то, что по меркам своей эпохи Тимофей был еще молодым человеком - на момент прибытия в Эфес ему исполнилось тридцать пять лет. Сегодня это возраст, по достижении которого мужчина считается зрелым, но в древности руководителем он мог стать только в сорок лет. Вот почему язычники позволяли себе утверждать, что христиан Эфеса управляет какой-то юнец. Апостол Павел в своем послании утешает Тимофея и напоминает ему, что определяющим является не телесный возраст, а зрелость духа. Апостол прямо свидетельствует, что его ученик в полной мере готов к служению Церкви. Действительно, Тимофей свидетельствовал о Христе окружающим не только словами - все его поступки служили эталоном воплощения в жизнь христианских принципов. Кроме того, Тимофей проводил немногие свободные часы не в праздности, а в чтении и более глубоком изучении основ учения Христа. Все это способствовало тому, что благодаря деятельности такого пастыря как Тимофей Церковь Эфеса возрастала и крепла, а культ Артемиды благополучно сходил на нет.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема