Первый век – время активного распространения христианства. Ученики Спасителя, святые апостолы, преданно следовали своей миссии и рассказывали о Христе и Его учении многочисленным жителям Римской империи и соседних с ней государств. Особое место в апостольской среде занимал святой Павел, который сначала был жестоким гонителем христиан и даже принимал участие в казни мученика Стефана, а затем был чудесным образом обращен Христом и сделался его самым горячим проповедником. В течение своей жизни апостол Павел написал как минимум четырнадцать посланий с разъяснениями христианского вероучения и совершил четыре миссионерских путешествия, причем последнее из них он предпринял вынужденно – Павел был незаслуженно обвинен и отправлен из Иерусалима в Рим на суд к императору. Апостол был оклеветан своими давними недругами – вождями иудеев, которые считали Павла предателем из-за его обращения в христианство. Жизнь и служение святого Павла подробно описывается в библейской книге Деяний святых апостолов, автором которой является святой Лука, написавший также одно из четырех Евангелий. В двадцатой главе книги Деяний мы находим описание событий, предшествовавших пленению Павла в Иерусалиме. Апостол направлялся в израильскую столицу на праздник Пятидесятницы и по пути решил встретиться с представителями христианской общины города Эфес…
В те дни 20.16 Павел рассудил миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 20.17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 20.18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: 20.28 внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 20.29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 20.30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 20.31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 20.32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. 20.33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 20.34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 20.35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».20.36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Малоазийский город Эфес был очень дорог апостолу Павлу, ведь местная христианская община была основана им лично. Павел много сил приложил к победе христианства над местными иудеями и языческим культом богини Артемиды. Но направляясь в Иерусалим, Павел решил не посещать города, опасаясь нападения местных иудеев. Вместо этого апостол остановился в соседнем городе Милете, или в церковнославянской версии Милите, куда к нему приехали эфесские пресвитеры. В древней Церкви пресвитерами именовались сегодняшние епископы, высший церковный чин священнослужения. Апостол, предчувствуя, что в Иерусалиме его ждет горестная участь, прощается с эфесскими пресвитерами и произносит перед ними речь-завещание. Павел предупреждает Эфесскую Церковь, что после его отшествия появятся различные лжеучители, которые будут добиваться власти над христианами, желая через это достигнуть мирского величия и материального благополучия. Павел призывает эфесских пресвитеров служить Церкви самоотверженно и бескорыстно, как это делал он сам. Апостол прямо говорит, что за свою проповедь Христа он никогда не просил ни денег, ни чего другого ценного, но всегда старался питать себя и своих спутников трудами своих рук. Павел владел ремеслом изготовления палаток, чем зарабатывал себе на жизнь. Апостол оставляет пресвитерам завет: «блаженнее давать, нежели принимать», - слова, произнесенные при жизни Самим Христом. В них полным образом нашла отражение жизнь апостола Павла, который самоотверженно служил Богу и Церкви вплоть до своей кончины в Риме в 60-х годах первого века.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 325 зач., X, 32-38.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие знают, что христиане живут с ощущением конечности истории и грядущего конца мира. На словах всё это хотя бы как-то понятно, но что это означает на практике? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Отношения со временем в каждой профессии свои. Есть занятия, которые предполагают более-менее активную нормированную деятельность, есть те, что ориентируются на нужды других людей. Приходя к станку, рабочий на заводе выполняет конкретные действия, он именно работает в течение всей смены и уходит домой. Пожарный или врач скорой помощи работает не по заранее намеченному графику, у них нет нормативов, потому что их деятельность зависит от того, что происходит с другими людьми. Их активность зависит от самых разных факторов, погоды, праздников и многого другого. По содержанию эти профессии разные, но их вместе с некоторыми другими объединяет одна важная деталь: значимой их частью является ожидание и готовность к действию. Если пожара нет или никому не требуется скорая медицинская помощь, конкретный специалист может не заниматься ничем, потому что в такие моменты он должен быть готов включиться и оказать помощь. И хотя он ничего не делает, он не может заняться какими-то серьёзными делами, не может уйти домой или сделать нечто подобное. Помощь может понадобиться завтра, может через 5 часов, но вести себя нужно так, как будто бы она понадобится через 5 минут.
Сегодняшнее апостольское чтение заканчивается просьбой апостола к ученикам, суть которой в том, чтобы они проявляли терпение, потому что Грядущий, под которым, очевидно, подразумевается Христос Спаситель, придёт очень и очень скоро. Эта просьба была озвучена апостолом почти две тысячи лет назад. С тех пор сменились десятки поколений христиан и можно было бы сказать, что слова апостола были написаны совершенно напрасно, как напрасным было терпение тех, кто эти слова прочитал или услышал. И действительно, для чего они терпели, если Грядущий не пришёл? Однако, важно правильно понять слова апостола. Прекрасно помня, что никто не знает ни дня, ни часа, когда Сын человеческий придёт и, понимая только, что момент этот наступит внезапно, Павел не мог написать никак иначе. Когда бы ни пришёл Христос, ученики призваны жить так, как будто он придёт сегодня. И если для врача или сотрудника МЧС ожидание важно тем, что даёт возможность вовремя включиться в работу, для верующих ожидание — не просто преддверие деятельности, оно оказывается наполнено ею.
Что же входит в это деятельное ожидание? Как на практике жить, ожидая Христа? Когда-то, прежде чем стать учеником, каждый верующий пережил личное обращение, принял Крещение и теперь призван жить сообразно с волей Божией, правильно воспринимая скорби и радости, без стремления занять лучшее место под солнцем за счёт других или вопреки другим. Важно научиться каждый вызов, который бросает нам жизнь, каждую ситуацию, в которой мы можем поступить по-христиански, воспринимать как место личной встречи со Спасителем, предвосхищающей встречу всеобщую. В этой ситуации становится неважно, придёт ли Господь завтра или через сотни лет, ведь мы ощущаем Его как живого и присутствующего уже сегодня.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Архимандрит Фаддей Витовницкий о депрессии». Игумен Нектарий (Морозов)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с игуменом Нектарием (Морозовым) читали и обсуждали фрагменты из книги архимандрита Фаддея Витовницкого «Мир и радость в Духе Святом», посвященные духовным причинам депрессии и тяжелых внутренних состояний.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарим Владу свободу передвижения

Любимое занятие восьмилетнего Влада — играть на гитаре вместе с папой. Правда перебирать струны у него пока получается с трудом — руки сильно напряжены. У мальчика детский церебральный паралич, который ограничивает его в движениях. Но это не влияет на желание Влада заниматься музыкой.
Он активный и любознательный, учится в обычной школе, любит читать. На занятия мальчика привозит мама, поскольку Влад не ходит сам. Она же сопровождает его в течение всего учебного дня. «Мы нашли у нас в Казани школу, где нам не отказали из-за двигательных особенностей, — рассказывает Анна. — Во время урока я обычно сижу на последней парте, никому не мешаю. Учитель просит детей помогать Владу и быть к нему внимательнее».
На переменах мальчику хочется играть вместе с другими ребятами в подвижные игры, но присоединиться к ним он не может. Тем не менее Влад нашёл для себя выход. Он сам предлагает одноклассникам играть в прятки. Они залезают под парты или ещё куда-нибудь, а Влад при поддержке мамы начитает их искать.
В школе женщине частно приходится носить восьмилетнего сына на руках, поскольку у них нет компактной и лёгкой в использовании инвалидной коляски. Обычная — малоподвижная и на ней не везде проедешь. Но Влад растёт и поднимать его становиться всё сложнее. Поэтому семье необходима активная коляска, разработанная специально для детей с инвалидностью.
Она очень удобная в управлении. С ней Влад станет более мобильным и самостоятельным. Он будет сам передвигаться по школьным коридорам и резвиться вместе с ребятами.
Специалисты фонда «Игра» уже подобрали для мальчика активную коляску, учитывая все его особенности. Осталось её оплатить. Помочь семье из Казани приобрести нужную технику для движения, можно на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов