Для лучшего понимания земного пути и миссии Иисуса Христа необходимо знать некоторые особенности общественной жизни древнего Израиля. Ко времени Рождества Христова Палестина Еврейское царство оказалось захваченным Римской империей. Владычество Рима угнетало израильтян не столько с политической точки зрения, сколько — с религиозной. Евреи откровенно презирали римлян, так как те были язычниками и поклонялись многим богам. Свою веру израильтяне считали единственно верной. Тому имелись не только духовные доказательства. На протяжении столетий Бог защищал евреев, помог им завоевать Землю Обетованную и удерживать господство над ней. Но ко времени пришествия в мир Спасителя произошло событие, с точки зрения древних израильтян, немыслимое. Господь не только допустил, чтобы Палестина была захвачена иноземцами, язычниками — теми, с кем Израиль всю свою ветхозаветную историю непримиримо сражался. Военное превосходство Рима было настолько очевидным, что у многих евреев того времени сложилось убеждение — победить империю, освободиться от ее власти Израиль сможет только под предводительством обещанного Богом Мессии. Поэтому во Христе большая часть Его соплеменников видело не Спасителя духовного, а политического освободителя Еврейского царства. Такового мнения придерживались и апостолы, ближайшие ученики Христа. Подтверждение мы находим, например, в библейской книге «Деяния святых апостолов», отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения.
1.1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 1.2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, 1.3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 1.4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 1.5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 1.6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 1.7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 1.8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 1.9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 1.10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 1.11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. 1.12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
В прозвучавшем отрывке текста библейской книге Деяний святых апостолов содержится описание события Вознесения Иисуса Христа на Небо. Земная миссия Спасителя была окончена. После Своего чудесного воскресения из мертвых Он еще сорок дней пребывал на земле, являлся Своим ученикам, апостолам, и говорил им о принципах евангельского учения. Но вот парадокс. Слушая Христа, радуясь Его победе над смертью, апостолы продолжали в глубине сердца верить — еще чуть-чуть и всемогущий Спаситель поведет их и весь еврейский народ против римлян, освободит Палестину и учредит здесь Свое царство. Эта вера не оставляла апостолов до самого момента Вознесения. Уже находясь на вершине Елеонской горы, с которой Христос вознесся, они спросили его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Ответ Христа удивляет одновременно мудростью и простотой. Он понимает — словами разубедить апостол не получится, они не поверят, что Царство Божие — это не земное государство, а явление духовное. Потому Спаситель призывает учеников дождаться сошествия Святого Духа, Который просветит их сердца и даст им глубинное понимание миссии Христовой — созидать царство мира и благодати в сердцах людей.
20 ноября. Об образах, используемых в Святом Евангелии

В 13-й главе Евангелия от Луки есть притча о добром виноградаре и бесплодной смоковнице.
Об образах, используемых в Святом Евангелии — священник Родион Петриков.
Под виноградником в данной притче разумеется целый мир. Под смоковницей разумеется народ еврейский, народ Израиля или народ теперь Нового Израиля, то есть мы, христиане, которые по своему положению и высокому назначению стоим среди других народов. Под хозяином виноградника разумеется Бог Отец, под виноградарем — Иисус Христос.
Пришествие хозяина виноградника искать плода на смоковнице — это выражение требования Божия от народа Его живой веры и доброй нравственности. А отсутствие такого плода и дел веры — это угроза Божиего Суда.
Однако главное в притче — это, конечно же, не приговор, а надежда и милосердие. Сам виноградарь, Господь наш Иисус Христос, вмешивается лично и говорит: «Дай Мне срок, и Я спасу её». То есть по Своей великой, неизречённой любви Иисус Христос прилагает все усилия, чтобы спасти Свой народ.
Святой Феофилакт пишет об этом так: «Дай Богу хоть один плод, искреннее покаяние, и его хватит, чтобы отложить топор».
Все выпуски программы Актуальная тема
20 ноября. О внутреннем мире и духовной безопасности

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О внутреннем мире и духовной безопасности — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол говорит об опасности внешнего, опять-таки, потому что этот мир и безопасность, они касаются лишь внешней жизни. Но человек совершенно забывает о том, что нужно стремиться стяжать внутренний мир и обезопасить себя от нападок внешних страстей и тех, кто эти страсти в нас возбуждает.
И этот мир последнего времени, который углубится бесконечно уже во зле, преуспеет в нём. Так что Антихрист станет закономерным продолжением их жизни, собственно, его актуализацией, можно так сказать.
И, безусловно, тот мир и безопасность, о которых мы так много слышим и в современном мире, об уменьшении преступности, хотя она практически не уменьшается, или же всё это пытаются уменьшить благодаря тотальной слежке, цифровому контролю над людьми, всё это приводит в целом к безнравственной жизни очень многих людей, когда на это ни малейшего внимания уже не обращается.
А Господь нас призывает именно к тому миру и к той безопасности, о которых нам нужно помнить, которые стяжать в своём сердце этот мир, духовный мир, сходящий свыше, и обезопасить себя именно от духовных татей, духовных преступлений, которые совершаются зачастую в тайне человеческого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 ноября. О значении Указа Патриарха Тихона
Сегодня 20 ноября. В этот день в 1920 году был подписан Указ Патриарха Тихона № 362, регламентирующий церковно-государственные отношения.
О его значении — протоиерей Михаил Самохин.
Изданный в тяжелейшие для Церкви, государства и всего православного народа времена, указ святителя Тихона № 362 подробно и развернуто ответил на насущные вопросы церковно-государственных отношений и того, как должны организовываться миряне, пастыри и архиереи, которые не могли поддерживать связь со Святейшим Патриархом и Синодом.
Этот документ реально помог Церкви обрести ориентиры в тяжёлые годы войны и богоборчества. Как и любой фундаментальный акт, он послужил основанием для множества практических решений и поддержкой для структур, сохранявшихся на протяжении десятилетий.
Сейчас этот указ, как и деяния Поместного собора 1917–1918 годов, остается предметом интереса историков, знатоков церковного права, тех, кто особо почитает подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Я же хочу вспомнить самое начало этого документа, обращённое к духовенству. Пастыри призываются крепко стоять на страже Святой Церкви в тяжкую годину гонений, ободрять, укреплять, объединять верующих в защите свободы веры православной и усилить молитвы о вразумлении заблудших.
Слава Богу, эпоха гонений миновала, но призыв святителя Тихона и сейчас может вдохновить и направить каждого священнослужителя.
Все выпуски программы Актуальная тема








