
В самом сердце Иерусалима, среди узких улочек и кварталов старого города, неподалёку от того места, где Спаситель был осуждён на распятие есть небольшой православный храм. Это место по традиции называют Монастырь Никодима. Однако действующим в обители сейчас остался только православный храм во имя святого праведного Никодима, одного из 70-ти апостолов. По преданию именно в этом районе Иерусалима находился дом знатного иудея по имени Никодим, который впоследствии стал тайным учеником Христа.
Будущий апостол был членом верховного иудейского суда Синедриона и фарисеем, представителем самого влиятельного религиозно-общественного течения того времени. Фарисеи изначально боролись против язычества и отстаивали национальную самостоятельность, но постепенно в их учении нарастали формализм и обрядовость, а к евангельским временам осталось зачастую только внешнее благочестие. В своих проповедях Иисус Христос предостерегал слепо подражать фарисеям, так как те полагались на собственную праведность больше, чем на Бога. Однако лучшие представители фарисеев, сохранившие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами. В их числе был и праведный Никодим, один из самых образованных людей своего времени, хорошо знавший закон и обычаи.
Имя апостола Никодима упоминается в «Евангелии от Иоанна». По своей природе он был робок и для того, чтобы лично услышать учение Христа пришел к Иисусу Христу ночью. Именно в беседе с Никодимом Спаситель говорил о необходимости «рождения свыше» — то есть духовного перерождения человека. Евангелист Иоанн не указал, чем же завершилась эта беседа, но позже в евангельском тексте имя Никодима упоминается еще два раза в таких ситуациях, которые говорят сами за себя. Никодим при других членах Синедриона защищал Христа и давал совет иудеям не осуждать прежде, чем услышат Его Самого и рассмотрят Его дело. А после распятия праведный Никодим вместе с Иосифом Аримафейским открыто участвовал в погребении Спасителя. Именно Никодим и Иосиф отправились к Пилату, чтобы просить Тело Иисусово. А затем они совершили беспримерное дело любви и милосердия — погребли тело Спасителя и оплакали Его.
По Преданию Церкви, праведный Никодим принял крещение от апостолов. За проповедь христианства он был изгнан из Иерусалима и лишился своего имения и имущества. Никодим нашел приют в доме знаменитого еврейского учителя Гамалиила, ставшего в конце своей жизни христианином. Святой Никодим был похоронен в той же пещере, где покоился святой первомученик архидиакон Стефан. Мощи Никодима, апостола от 70-ти, были обретены в пятом веке.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема