
В самом сердце Иерусалима, среди узких улочек и кварталов старого города, неподалёку от того места, где Спаситель был осуждён на распятие есть небольшой православный храм. Это место по традиции называют Монастырь Никодима. Однако действующим в обители сейчас остался только православный храм во имя святого праведного Никодима, одного из 70-ти апостолов. По преданию именно в этом районе Иерусалима находился дом знатного иудея по имени Никодим, который впоследствии стал тайным учеником Христа.
Будущий апостол был членом верховного иудейского суда Синедриона и фарисеем, представителем самого влиятельного религиозно-общественного течения того времени. Фарисеи изначально боролись против язычества и отстаивали национальную самостоятельность, но постепенно в их учении нарастали формализм и обрядовость, а к евангельским временам осталось зачастую только внешнее благочестие. В своих проповедях Иисус Христос предостерегал слепо подражать фарисеям, так как те полагались на собственную праведность больше, чем на Бога. Однако лучшие представители фарисеев, сохранившие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами. В их числе был и праведный Никодим, один из самых образованных людей своего времени, хорошо знавший закон и обычаи.
Имя апостола Никодима упоминается в «Евангелии от Иоанна». По своей природе он был робок и для того, чтобы лично услышать учение Христа пришел к Иисусу Христу ночью. Именно в беседе с Никодимом Спаситель говорил о необходимости «рождения свыше» — то есть духовного перерождения человека. Евангелист Иоанн не указал, чем же завершилась эта беседа, но позже в евангельском тексте имя Никодима упоминается еще два раза в таких ситуациях, которые говорят сами за себя. Никодим при других членах Синедриона защищал Христа и давал совет иудеям не осуждать прежде, чем услышат Его Самого и рассмотрят Его дело. А после распятия праведный Никодим вместе с Иосифом Аримафейским открыто участвовал в погребении Спасителя. Именно Никодим и Иосиф отправились к Пилату, чтобы просить Тело Иисусово. А затем они совершили беспримерное дело любви и милосердия — погребли тело Спасителя и оплакали Его.
По Преданию Церкви, праведный Никодим принял крещение от апостолов. За проповедь христианства он был изгнан из Иерусалима и лишился своего имения и имущества. Никодим нашел приют в доме знаменитого еврейского учителя Гамалиила, ставшего в конце своей жизни христианином. Святой Никодим был похоронен в той же пещере, где покоился святой первомученик архидиакон Стефан. Мощи Никодима, апостола от 70-ти, были обретены в пятом веке.
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема