
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Всё живое на земле существует благодаря солнечному свету. Без него не растёт трава, не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Эта нерушимая связь нашей планеты с солнцем символизирует собой иную, духовную зависимость человечества от Иисуса Христа, которого именуют Солнцем правды.
Когда Иисус совершил свой спасительный подвиг, Воскрес из мёртвых и открыл путь к Воскресению для людей, он послал во все концы земли своих учеников с проповедью об этом, с Благой вестью — подобно тому, как солнце посылает свои лучи во всю Вселенную.
Одного из Христовых учеников звали Лука, что означает «свет». Он родился в сирийской Антиохии — крупном торговом городе, который сегодня находится на юге Турции и известен под современным именем — Антакья. Лука в юности получил изрядное образование, мог изъясняться на нескольких языках и обладал искусством врачевания людей. Задумывался он и над вопросами веры. Едва Антиохии достигла весть о необычайном иудейском проповеднике, который говорил о том, что Царство Небесное приблизилось к человеку, будущий апостол поспешил в Иерусалим.
Вероятнее всего, Лука успел услышать Благую весть из уст самого Христа. Евангельский рассказ, написанный им, изобилует подробностями, которые мог знать только очевидец. Во всяком случае, исследователи Священного писания склоняются к мнению, что Лука находился среди апостолов после Распятия Иисуса. Считается, что именно себя подразумевал он под неким учеником Христовым, который вместе с апостолом Клеопой встретил Христа по дороге в Эммаус. Эта встреча со Спасителем была одной из первых после Его Воскресения. Те, что её удостоились, поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться радостью с другими апостолами.
Апостол Лука правдиво поведал о том, как в преломлении хлеба ученикам открылся живой Воскресший Спаситель. И это чудо происходит вот уже две тысячи лет — во многих сотнях храмов по всему миру происходит встреча со Христом в Таинстве Причастия.
Единственное из четырёх Евангелий — от Луки, содержит эпизод из детства Христа. Автор рассказывает, как, будучи мальчиком, Иисус вместе с семьей прибыл на праздник в Иерусалим. Задержавшись в храме, Он возразил испугавшейся Его долгого отсутствия Матери так: «Где же мне быть, как ни в доме Отца Моего?» Откуда апостол Лука мог знать такие подробности событий, происходивших за много лет до его приезда в Иерусалим? Вероятнее всего, собирая факты для своего повествования, евангелист много общался с Богородицей. Такое предположение подтверждается и тем, что именно этот евангелист наиболее подробно излагает историю Рождества.
Через некоторое время после Вознесения Христа Лука вернулся в Антиохию. Здесь он встретил апостола Павла и стал его ближайшим помощником. Лука сопровождал Павла во всех его миссионерских путешествиях, и не только помогал в деле проповеди, но и вёл подробную летопись. Впоследствии эти хроники стали основой книги «Деяния святых апостолов», которая вошла в Новый Завет.
После мученической кончины своего наставника, первоверховного апостола Павла, евангелист Лука продолжил труды, проповедуя Евангелие в Италии, Ливии, Египте и Греции. Будучи уже глубоким старцем, он был распят на оливковом дереве. Мощи святого Луки хранятся в базилике святой мученицы Иустины в итальянском городе Падуя. А светлой душой апостол пребывает рядом с Тем, Кто открылся ему когда-то в преломлении хлеба на пути в Эммаус.
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











