Апостол Артема принадлежал к числу семидесяти учеников Христа, которые были избраны вскоре после избрания двенадцати апостолов. В Евангелии от Луки мы читаем: «После сего избрал Господь и других семьдесят, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало...». Они должны были готовить народ к пришествию в их село или город Господа и двенадцати апостолов.
Апостолы от семидесяти так же, как и двенадцать ближайших учеников Христа, были наделены даром чудотворения. Возвращаясь с проповеди, они радовались тому, что даже и бесы повинуются им. Но Господь отвечал им: «Не радуйтесь, что бесы повинуются вам, а радуйтесь, что имена ваши написаны на Небесах».
Сведения о жизни Артемы весьма скудны. Известно, что он долгое время подвизался в Листре — городе в Малой Азии, на территории современной Турции. В «Синаксарии» — сборнике жизнеописаний святых, составленном афонским монахом и богословом Никодимом Святогорцем о святом апостоле говорится, что он, «как ревностный последователь Христов упразднил всякое заблуждение и коварства демонов».
В 1892-м году были произведены раскопки Листры, которые подтвердили, что еще с апостольских времен здесь существовала большая христианская община.
Во епископы Листры Артему, вероятнее всего, поставил апостол Павел во время своего первого путешествия. Артема был учеником и спутником апостола Павла и пользовался его доверием. Именно Артему тот отправил на Крит на место другого апостола от семидесяти — святого Тита, который нужен был в это время апостолу Павлу в Никополе (др.-греч. Νικόπολίς) для решения важной задачи преемственности, последовательной передачи пастырского служения.
Именно в Послании к Титу — книге Нового Завета, которая входит в число посланий апостола Павла — встречается единственное упоминание об апостоле Артеме в Священном Писании: "Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
Дни памяти апостола Артемы отмечаются 12 ноября и 17 января.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница