— Виктор, ты только посмотри — мы с тобой в Архангельске, за тысячу километров от Москвы, а первопрестольная нас не отпускает!
— Ты говоришь о картине?
— Да, о полотне, рядом с которым мы сейчас стоим. Скажу честно — я знал, что в Архангельском музее изобразительных искусств есть картина Апполинария Васнецова «Старорусский город» и очень хотел на неё посмотреть.
— Ты и меня заинтриговал. Тем более, что это сам Васнецов. Но, ты, кажется, сказал — Апполинарий. Не Виктор?
— Аполлинарий Михайлович — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова, мастер исторического пейзажа. Старая Москва была главной темой его работ. На своих полотнах он с большой достоверностью воссоздавал облик древней русской столицы. Особенно любил Кремль с его соборами, и посвятил ему не одну свою картину. Полотно «Старорусский город» Аполлинарий Михайлович написал в 1899 году.
— Благодаря тебе, Андрей, я только что открыл для себя нового прекрасного художника. Раньше я об Аполлинарии Васнецове не слышал. А теперь вижу, что в творчестве он не уступает своему знаменитому старшему брату.
— Картина как будто живая! Высокие, величественные стены древнего города. А над ними в свете солнечного зимнего утра горят купола соборов.
— Кажется, я даже чувствую свежий морозный воздух... Но, скажи мне, пожалуйста, Андрей, если здесь изображена Москва, то почему Кремлёвская стена — белая?..
— Давай попробуем разобраться. Первый каменный кремль, построенный святым благоверным князем Димитрием Донским в 14 веке, был белым. С того времени Москву и стали называть Белокаменной. Однако, мне думается, что на полотне «Старорусский город» всё-таки изображён более поздний период — вероятно, время царствования Ивана Третьего, то есть, вторая половина 15 века.
— Как ты это определил?
— Смотри — из-за стены виднеется хорошо узнаваемый главный купол Успенского собора. А этот кремлёвский храм был построен уже при Иване III, в 1475 году. К тому времени белые стены Кремля разрушились, и вместо них царь приказал построить новые — из прочного красного кирпича. Они сохранились до наших дней. И вплоть до конца 19 века их белили, чтобы сохранить первозданный облик Белокаменной столицы.
— Тогда, следуя за ходом твоей мысли, предположу, что на первом плане картины — Спасские ворота. Над ними висит большой надвратный образ Спаса Нерукотворного. Но вот только где же главная кремлёвская башня?! На полотне Апполинария Васнецова её нет.
— Это потому, что Спасская башня появится над воротами только в 1491-м году. А привычный для нас вид обретёт ещё позже — уже в 17 веке.
— Вот это картина! Ей можно не только любоваться, но и историю Москвы по ней изучать!
— Недаром Васнецова-младшего называли художником-летописцем. Современники Аполлинария Михайловича говорили, что в его полотнах живет, дышит и рассказывает о себе каждый камень, каждое бревно, каждая маковка церкви.
— Вероятно, художник неплохо разбирался в истории и археологии.
— Аполлинарий Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы, участвовал во многих археологических исследованиях и раскопках. Работал с историческими и литературными источниками, старинными планами города. В 1900 году живописец поднялся над Москвой на воздушном шаре, чтобы зарисовать её с высоты птичьего полёта. Он говорил: «Я не только пишу мою Москву, я её наглядно как бы осязаю».
— Ты знаешь, а мне вдруг вспомнилось стихотворение Юрия Визбора про Москву. Вот это, помнишь?
О, Москва, Москва святая, я встречал тебя везде:
В синих просеках Алтая и в далекой Кулунде.
Ты не просто город где-то, ты видна в любой ночи,
Развезли тебя по свету, словно песню, москвичи.
— Вот и здесь, в Архангельском музее изобразительных искусств, Москва нас с тобой нашла — на картине Аполлинария Васнецова «Старорусский город».
Картину Апполинария Васнецова «Старорусский город» можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема