Аполлинарий Васнецов. «Старорусский город» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Аполлинарий Васнецов. «Старорусский город»

* Поделиться

— Виктор, ты только посмотри — мы с тобой в Архангельске, за тысячу километров от Москвы, а первопрестольная нас не отпускает!

— Ты говоришь о картине?

— Да, о полотне, рядом с которым мы сейчас стоим. Скажу честно — я знал, что в Архангельском музее изобразительных искусств есть картина Апполинария Васнецова «Старорусский город» и очень хотел на неё посмотреть.

— Ты и меня заинтриговал. Тем более, что это сам Васнецов. Но, ты, кажется, сказал — Апполинарий. Не Виктор?

— Аполлинарий Михайлович — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова, мастер исторического пейзажа. Старая Москва была главной темой его работ. На своих полотнах он с большой достоверностью воссоздавал облик древней русской столицы. Особенно любил Кремль с его соборами, и посвятил ему не одну свою картину. Полотно «Старорусский город» Аполлинарий Михайлович написал в 1899 году.

— Благодаря тебе, Андрей, я только что открыл для себя нового прекрасного художника. Раньше я об Аполлинарии Васнецове не слышал. А теперь вижу, что в творчестве он не уступает своему знаменитому старшему брату.

— Картина как будто живая! Высокие, величественные стены древнего города. А над ними в свете солнечного зимнего утра горят купола соборов.

— Кажется, я даже чувствую свежий морозный воздух... Но, скажи мне, пожалуйста, Андрей, если здесь изображена Москва, то почему Кремлёвская стена — белая?..

— Давай попробуем разобраться. Первый каменный кремль, построенный святым благоверным князем Димитрием Донским в 14 веке, был белым. С того времени Москву и стали называть Белокаменной. Однако, мне думается, что на полотне «Старорусский город» всё-таки изображён более поздний период — вероятно, время царствования Ивана Третьего, то есть, вторая половина 15 века.

— Как ты это определил?

— Смотри — из-за стены виднеется хорошо узнаваемый главный купол Успенского собора. А этот кремлёвский храм был построен уже при Иване III, в 1475 году. К тому времени белые стены Кремля разрушились, и вместо них царь приказал построить новые — из прочного красного кирпича. Они сохранились до наших дней. И вплоть до конца 19 века их белили, чтобы сохранить первозданный облик Белокаменной столицы.

— Тогда, следуя за ходом твоей мысли, предположу, что на первом плане картины — Спасские ворота. Над ними висит большой надвратный образ Спаса Нерукотворного. Но вот только где же главная кремлёвская башня?! На полотне Апполинария Васнецова её нет.

— Это потому, что Спасская башня появится над воротами только в 1491-м году. А привычный для нас вид обретёт ещё позже — уже в 17 веке.

— Вот это картина! Ей можно не только любоваться, но и историю Москвы по ней изучать!

— Недаром Васнецова-младшего называли художником-летописцем. Современники Аполлинария Михайловича говорили, что в его полотнах живет, дышит и рассказывает о себе каждый камень, каждое бревно, каждая маковка церкви.

— Вероятно, художник неплохо разбирался в истории и археологии.

— Аполлинарий Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы, участвовал во многих археологических исследованиях и раскопках. Работал с историческими и литературными источниками, старинными планами города. В 1900 году живописец поднялся над Москвой на воздушном шаре, чтобы зарисовать её с высоты птичьего полёта. Он говорил: «Я не только пишу мою Москву, я её наглядно как бы осязаю».

— Ты знаешь, а мне вдруг вспомнилось стихотворение Юрия Визбора про Москву. Вот это, помнишь?

О, Москва, Москва святая, я встречал тебя везде:

В синих просеках Алтая и в далекой Кулунде.

Ты не просто город где-то, ты видна в любой ночи,

Развезли тебя по свету, словно песню, москвичи.

— Вот и здесь, в Архангельском музее изобразительных искусств, Москва нас с тобой нашла — на картине Аполлинария Васнецова «Старорусский город».

Картину Апполинария Васнецова «Старорусский город» можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.
Небесная заступница
Небесная заступница
Программа о роли Богородицы и Её иконописных образов в истории России, о случаях Её заступничества за русских людей.
Закладка Павла Крючкова
Закладка Павла Крючкова
Заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Павел Крючков представляет свои неформальные размышления о знаковых творениях в современной литературе. В программе звучат уникальные записи — редкие голоса авторов.
Моя Вятка
Моя Вятка
Вятка – древняя земля. И сегодня, попадая на улицы города Кирова, неизбежно понимаешь, как мало мы знаем об этом крае! «Моя Вятка» - это рассказ о Вятской земле, виртуальное путешествие по городам и селам Кировской области.

Также рекомендуем