Лондонский банкир средней руки Фрэнсис Бердетт потерял покой и сон. С его лица не сходило озабоченное выражение, а на лбу залегли глубокие морщины. «Что стряслось, старина? — участливо спрашивали его друзья и знакомые. — Плохо идут дела, или, может, упаси Боже, тебя обманули вкладчики?» Но ни то, ни другое не беспокоило мистера Бердетта. Бизнес его приносил, хоть и небольшой, но стабильный заработок, а клиенты банка, в котором он владел маленькой долей капитала, были людьми исключительно порядочными...
Думы мистера Бердетта омрачало беспокойство совсем другого рода. Его дочери, его любимой Анжеле, недавно исполнилось двадцать три, а она всё ещё не вышла замуж! В своих мечтах мистер Бердетт видел дочь супругой герцога, или, на худой конец, виконта. Но это были лишь мечты. Приданого достойного подобной партии, он дать за дочерью, увы, не мог. На досуге мистер Бердетт даже перечитал роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, с досадой отметив, что с героем этого произведения — отцом пяти дочек-бесприданниц мистером Беннетом — его роднит не только схожесть фамилий...
Но грустить мистеру Бердетту суждено было недолго. Случилось невероятное — в одночасье его Анжела стала богатейшей невестой Британии! Богатство пришло, откуда не ждали: дальняя родственница завещала девушке все свои миллионы, земли и драгоценности! Герцоги и виконты из отцовских мечтаний немедленно материализовались и стали предпринимать попытки завладеть богатым приданым.
Однако рассудительная девушка с выбором жениха не торопилась. Внезапно ей открылись широкие перспективы, которые при её теперешнем независимом положении могло дать такое богатство. Нет, она не собиралась устраивать шикарные приёмы и коллекционировать платья и экипажи. Анжела решила разделить своё изобилие с теми, у кого денег порой не хватало даже на тарелку овсянки на воде. Так в истории Англии появилась великая благотворительница — Анжела Бердетт-Коутс.
К ней мог обратиться любой, кого преследовала нужда, кому нечего было есть и не во что было одеться. Каждый день Анжела получала более трёхсот писем с просьбами о помощи — каждое из них она внимательно прочитывала и всегда откликалась на беды совершенно не знакомых ей людей.
Лондонская знать недоумевала: фешенебельному, аристократическому Вест-Энду леди Бердетт-Коутс явно предпочитала Ист-Энд — район бараков, бедноты и нищих. Именно там, в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, она построила фабрику для женщин-инвалидов, преимущественно — калек, которых из-за увечий не брали работу. На фабрике Анжелы Бердетт-Коутс они получили возможность за приличную зарплату трудиться на несложном производстве. Работницы были обеспечены бесплатным питанием. Скольких несчастных спасла эта фабрика от голода и необходимости просить милостыню на улицах!
Спустя два года в квартале Спитафилдс заработала швейная школа. Любая девушка могла совершенно бесплатно обучиться здесь всем премудростям шитья, чтобы впоследствии зарабатывать себе на хлеб честным трудом. Школу открыла и содержала за свой счёт Анжела Бердетт-Коутс.
Впоследствии Анжела вышла замуж за американца Вильяма Бардлета, но детей у неё не было. Своими детьми она называла всех сирот и беспризорников Лондона, для которых в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году учредила Общество противодействия жестокому обращению с детьми. Общество состояло из приюта, где оказавшиеся на улице малыши обретали кров, фабрики, где старшие имели возможность достойно трудиться, и столовой для обездоленных детей с бесплатными завтраками, обедами и ужинами.
Анжела не уставала повторять, что её богатство было послано ей самим Господом специально для того, чтобы она могла помогать другим. В благодарность Богу она заказала для колокольни собора Святого Павла несколько колоколов, а на улице Рочестер-роу построила церковь святого Стефана Первомученика.
Её обширная благотворительная деятельность привлекла внимание писателя Чарльза Диккенса, известного своим неравнодушным отношением к положению бедняков. Он вдохновил Анжелу Бердетт-Коутс на создание рабочего городка — района комфортабельного и, что немаловажно, совершенно бесплатного жилья для малоимущих. Ещё одним их совместным проектом был знаменитый «Коттедж Урания» — «Небесный дом», где нашли приют сотни женщин, решивших покончить с порочной профессией «жриц любви» и начать новую жизнь.
В благодарность за дела милосердия, Диккенс посвятил Анжеле Бердетт-Коутс новый роман «Жизнь и приключения Мартина Чеззлвита». По достоинству оценила деятельность своей подданной и королева Виктория — она пожаловала Анжеле титул баронессы и звание почётного гражданина Лондона. Бердетт-Коуттс была первой женщиной в Англии, удостоившейся столь высокой чести.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение