Лондонский банкир средней руки Фрэнсис Бердетт потерял покой и сон. С его лица не сходило озабоченное выражение, а на лбу залегли глубокие морщины. «Что стряслось, старина? — участливо спрашивали его друзья и знакомые. — Плохо идут дела, или, может, упаси Боже, тебя обманули вкладчики?» Но ни то, ни другое не беспокоило мистера Бердетта. Бизнес его приносил, хоть и небольшой, но стабильный заработок, а клиенты банка, в котором он владел маленькой долей капитала, были людьми исключительно порядочными...
Думы мистера Бердетта омрачало беспокойство совсем другого рода. Его дочери, его любимой Анжеле, недавно исполнилось двадцать три, а она всё ещё не вышла замуж! В своих мечтах мистер Бердетт видел дочь супругой герцога, или, на худой конец, виконта. Но это были лишь мечты. Приданого достойного подобной партии, он дать за дочерью, увы, не мог. На досуге мистер Бердетт даже перечитал роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, с досадой отметив, что с героем этого произведения — отцом пяти дочек-бесприданниц мистером Беннетом — его роднит не только схожесть фамилий...
Но грустить мистеру Бердетту суждено было недолго. Случилось невероятное — в одночасье его Анжела стала богатейшей невестой Британии! Богатство пришло, откуда не ждали: дальняя родственница завещала девушке все свои миллионы, земли и драгоценности! Герцоги и виконты из отцовских мечтаний немедленно материализовались и стали предпринимать попытки завладеть богатым приданым.
Однако рассудительная девушка с выбором жениха не торопилась. Внезапно ей открылись широкие перспективы, которые при её теперешнем независимом положении могло дать такое богатство. Нет, она не собиралась устраивать шикарные приёмы и коллекционировать платья и экипажи. Анжела решила разделить своё изобилие с теми, у кого денег порой не хватало даже на тарелку овсянки на воде. Так в истории Англии появилась великая благотворительница — Анжела Бердетт-Коутс.
К ней мог обратиться любой, кого преследовала нужда, кому нечего было есть и не во что было одеться. Каждый день Анжела получала более трёхсот писем с просьбами о помощи — каждое из них она внимательно прочитывала и всегда откликалась на беды совершенно не знакомых ей людей.
Лондонская знать недоумевала: фешенебельному, аристократическому Вест-Энду леди Бердетт-Коутс явно предпочитала Ист-Энд — район бараков, бедноты и нищих. Именно там, в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, она построила фабрику для женщин-инвалидов, преимущественно — калек, которых из-за увечий не брали работу. На фабрике Анжелы Бердетт-Коутс они получили возможность за приличную зарплату трудиться на несложном производстве. Работницы были обеспечены бесплатным питанием. Скольких несчастных спасла эта фабрика от голода и необходимости просить милостыню на улицах!
Спустя два года в квартале Спитафилдс заработала швейная школа. Любая девушка могла совершенно бесплатно обучиться здесь всем премудростям шитья, чтобы впоследствии зарабатывать себе на хлеб честным трудом. Школу открыла и содержала за свой счёт Анжела Бердетт-Коутс.
Впоследствии Анжела вышла замуж за американца Вильяма Бардлета, но детей у неё не было. Своими детьми она называла всех сирот и беспризорников Лондона, для которых в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году учредила Общество противодействия жестокому обращению с детьми. Общество состояло из приюта, где оказавшиеся на улице малыши обретали кров, фабрики, где старшие имели возможность достойно трудиться, и столовой для обездоленных детей с бесплатными завтраками, обедами и ужинами.
Анжела не уставала повторять, что её богатство было послано ей самим Господом специально для того, чтобы она могла помогать другим. В благодарность Богу она заказала для колокольни собора Святого Павла несколько колоколов, а на улице Рочестер-роу построила церковь святого Стефана Первомученика.
Её обширная благотворительная деятельность привлекла внимание писателя Чарльза Диккенса, известного своим неравнодушным отношением к положению бедняков. Он вдохновил Анжелу Бердетт-Коутс на создание рабочего городка — района комфортабельного и, что немаловажно, совершенно бесплатного жилья для малоимущих. Ещё одним их совместным проектом был знаменитый «Коттедж Урания» — «Небесный дом», где нашли приют сотни женщин, решивших покончить с порочной профессией «жриц любви» и начать новую жизнь.
В благодарность за дела милосердия, Диккенс посвятил Анжеле Бердетт-Коутс новый роман «Жизнь и приключения Мартина Чеззлвита». По достоинству оценила деятельность своей подданной и королева Виктория — она пожаловала Анжеле титул баронессы и звание почётного гражданина Лондона. Бердетт-Коуттс была первой женщиной в Англии, удостоившейся столь высокой чести.
Обида. Виктория Галкина
На улице шел дождь. Настала классическая осенняя погода. Когда на улице слякоть и дует холодный ветер, я люблю укутаться в теплый плед и, свернувшись калачиком, читать книги, обязательно бумажные, чтобы иметь возможность услышать запах страниц. Или приготовить пирог, используя сезонные фрукты, а еще обязательно заварить жасминовый чай.
В то утро я посмотрела в окно — погода не радовала — и я решала заняться домашними делами. Я приготовила завтрак и стала делиться планами на день со своим молодым человеком. Пунктов в моем списке оказалось много, даже я удивилась количеству. Мы начали распределять время, чтобы все успеть. Поехали в магазин за продуктами. Проходя мимо прилавка со сладостями, молодой человек загляделся на творожный торт.
— Наступили холода и тебе захотелось согреться горячим чаем с тортом? — с улыбкой спросила я.
— Да, что-то захотелось — ответил он.
— Хочешь, сама приготовлю, у нас черника оставалась, как раз ты любишь с ягодами — предложила я.
— Давай, у тебя всегда вкусней получается, чем покупные — обрадовался парень.
Мы приобрели все необходимое и поехали домой. Молодой человек сел работать за компьютер в соседней комнате, а я начала готовить торт на кухне. Процесс занял несколько часов. Я даже немного устала. Когда убирала готовый торт в холодильник, ко мне подошел молодой человек и спросил:
— Прокрастинацией занимаешься? У тебя же было столько дел запланировано.
Я оторопела. Первая эмоция — обида, ведь прокрастинация — это психологический термин обозначающий склонность к откладыванию важных дел, подменяя их малозначительными. Как он мог? Ведь я для него старалась. Да, отложила свои дела, но лишь потому что хотела порадовать его вкусным тортом! Я промолчала и ушла. «Больше ничего делать не буду» — думала я.
Не успела как следует обидеться, как парень зашел в комнату.
— Прости, я обидел тебя? — по моему лицу все было понятно без слов, поэтому он продолжил — я сказал это не с целью тебя обидеть, а больше с шуточной точки зрения, ведь помню, как утром ты планировала многое успеть. А по итогу сидела на кухне.
— Сидела? — возмутилась я.
— Я не видел — пожал плечами он. — Прошло столько времени, думал, ты решила не готовить вовсе, ещё и неудачно пошутил, извини ещё раз.
Я не стала обижаться дальше, мы разобрали ситуацию, и она оказалась не столь драматичной. Но сколько гордыни я открыла в себе. Как же так, мне сказали что-то неприятное? Я сразу обижаюсь, а разве оно того стоит? Думаю, что нет. Господь учит нас смирению и любви. Преподобный Исаак Сирин говорил:
«Если хочешь узнать, смиренен ли ты, то испытай себя — не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют».
Я простила. На душе стало легко, вернулось хорошее настроение. Я мысленно поблагодарила Бога за благополучное разрешение ссоры и за возможность усмирить свое эго. А вечером мы вместе пили чай с творожным тортом и с улыбкой на лице вспоминали неприятную ситуацию, которую с Божьей помощью удалось решить и еще получить важный духовный урок.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
10 декабря. О возрождении веры в нашей стране
8 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого Освящения Храма Живоначальной Троицы в районе Чертаново города Москвы.
В своем первосвятительском слове после богослужения Святейший Патриарх говорил о возрождении веры в нашей стране.
Под покровом Пресвятой Богородицы мы прошли через страшные годы безбожия, как по милости Божией, несмотря на пытки лагеря, расстрелы, казни, лишения работы, наши родители сохранили веру православную, передали ее нам, как мы сейчас воспитываем своих детей и внуков и передаем им веру — вот так и должно быть в Церкви Божией. И в ответ на эти наши малые усилия Господь нам дает великие дары благодати и возрождение, действительно, удивительное возрождение православия в нашей стране. И организация новых приходов, и какое-то чудесное строительство новых храмов, в которые, как я говорю, большинство не верило, а ведь строим. Строим, тихо, спокойно.
Иногда меня спрашивают, а на какие деньги? А я говорю, вы знаете, я до конца не знаю. Я только знаю, что люди молятся, просят у Господа, а Господь вразумляет тех, у кого денежки есть, чтобы в это доброе и святое дело деньги-то вложили. И ведь вкладывают эти наши замечательные доброходы. А через это вложение и денег, и внимания, и усилия, сколько же из таких людей, которые вчера еще стеснялись назвать себя православными, да и в Церковь не ходили, стали активными членами новых приходских общин.
Чудесное возрождение веры православной в России, конечно, не является исключительно достижением нынешних людей, нынешнего поколения москвичей. Это во многом и во многом дар Божий в ответ на страдания, на муки, на смерти, на лишения ради Христа наших предыдущих поколений. Поэтому никогда из нашей памяти не должна уходить вот та страница, очень трагическая, но и одновременно героическая. Страница, на которой написаны имена наших предшественников, чаще всего их здоровье, жизнь полагавших за то, чтобы наступили те новые времена, которые можно назвать явлением славы Божьей на земле русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О причинах ненависти первосвященников ко Христу
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники, и старейшины народа искали погубить Его».
О причинах ненависти первосвященников ко Христу — иеромонах Назарий Рыпин.
Когда Христос вышел на свое общественное служение и явил себя как Мессия, Он пришел не к старейшинам, не к первосвященникам и книжникам, но пришел к галилейским рыбакам и мытарям, которых Он избрал, своими ближайшими учениками. Это был уже вызов той правящей партии в еврейском народе, которая была государственной верхушкой в этом, пусть под римлянами, но в государстве находящемся.
И, безусловно, это вызвало их ненависть ко Христу, что Он предпочел их, которые надеялись, что в земном плане они воспринимали Мессию, Он придет как правитель земной и, конечно, призовет их в первые помощники, в свой, очевидно, кабинет министров, правительство, но Он предпочел совершенно других людей. Ни знатных, ни книжных, ничего не значащих.
И вторая причина — это их зависть, потому что они понимали высочайшую нравственность Христа, они ее видели, осознавали. И ощущая свое порой ничтожество, или несопоставимость с этой высотой, в них это вызывало зависть, а, будучи людьми надменными и горделивыми, это, соответственно, вызывало уже и ненависть в них, и желание истребить его, потому что Он не вписывался в их человеческие, земные представления и планы о будущем их народа, государства и мессии, которого они воспринимали только в земном плане, как к земного царя.
Все выпуски программы Актуальная тема