Наверное, большинство из тех, кто хоть раз прочёл «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери — неважно, в детстве или в зрелом возрасте — не могло до конца смириться с тем, что в финале повести главный герой, по всей вероятности, умирает. Вот почему когда впервые увидела свет «Цитадель» — труд всей жизни Экзюпери, яркое, мощное, ни на что не похожее и не вмещающееся ни в одни жанровые рамки произведение, — поклонники творчества писателя с восторгом разглядели в её главном герое, принце Пустыни — своего любимого Маленького принца. Только теперь — взрослого, мудрого, многое пережившего, но всё так же искренне ищущего ответы на главные вопросы бытия. И хотя сам Сент-Экзюпери ровным счётом ничего об этом тождестве не говорил, многие исследователи его творчества сходятся во мнении, что художественно и философски «Цитадель» действительно во многом наследует самому знаменитому произведению любимого во всём мире французского писателя.
На русском языке отрывки из «Цитадели» впервые появились в конце восьмидесятых, и уже тогда читателям стало понятно, с каким литературным феноменом они столкнулись. Позже в замечательном художественном переводе Марианны Кожевниковой «Цитадель» была издана целиком. Точнее, в том объёме, в котором она существовала в авторских рукописях, ибо сам Сент-Экзюпери свой монументальный труд завершить так и не успел. Но эта неоконченность, словно загадочное многоточие, пожалуй, только придала глубину и без того невероятно глубокому произведению.
Большая часть повествования ведётся от лица главного героя. Сын повелителя Пустыни размышляет о своей жизни, ищет своё место в ней, пытается осмыслить взаимосвязи человека с природой, человека с человеком и, наконец, человека с Богом...
Притчевый характер повествования делает книгу похожей на творения древних мудрецов. Здесь насыщено смыслом буквально каждое слово. Некоторые даже отмечают схожесть «Цитадели» с Библейской Книгой Екклесиаста по литературной форме. Необыкновенная поэтичность слога, созерцательность, но не отстранённость создают у читателя эффект соприкосновения с сакральным и таинственным.
«Цитадель» была составлена автором из разрозненных фрагментов дневников, записных книжек, записок на полях. Экзюпери погиб, так и не успев как следует обработать литературный материал для главной книги своей жизни, поэтому о целостности сюжета говорить не приходится. Зато читать её можно с любой страницы, и всё равно будет отчётливо слышен между строк постоянный призыв к Богу, поиск Бога и жажда единения с Ним. «Ты есть», — говорит Экзюпери устами своего героя.
«Протянув ладони, идём все мы к одному и тому же огню. И обретают наши ладони Тебя одного, Господи!» — пишет Сент-Экзюпери. А значит, убёждён он, люди имеют возможность стереть противоречия и примириться друг с другом, выстроив в своих сердцах надежную «Цитадель» веры и любви.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди