В тысяча восемьсот девяносто третьем году писатель и доктор Антон Павлович Чехов служил санитарным врачом в Серпуховском уезде Московской губернии. Его задачей было ликвидировать вспыхнувшую эпидемию холеры, и Чехов без устали объезжал деревни и сёла, наведывался на крупные заводы и фабрики. Побывал он и на ситценабивной фабрике в местечке под названием Данки. Ситуация там оказалась стабильной; о заболевших рабочих своевременно и весьма хорошо заботились: при фабрике была своя больница — хоть и небольшая, но чистая, с квалифицированным персоналом. Больных лечили и содержали там бесплатно. Имелась в Данках и дешёвая аптека, где рабочие могли купить все необходимые им лекарства по самым низким ценам.
Антон Павлович остался доволен и лично выразил своё одобрение хозяйке фабрики — купчихе Анне Васильевне Мараевой. Вскоре после встречи с ней он написал рассказ «Бабье Царство», и некоторые исследователи творчества классика утверждают, что именно Анна Мараева послужила основным прототипом для главной героини рассказа.
Так это в действительности или нет, доподлинно, конечно неизвестно. Однако одна общая черта у Анны Васильевны и чеховской героини совершенно точно имелась. Это щедрость — искренняя, природная, продиктованная движением сердца и верой в Бога.
Больница при фабрике была устроена ещё покойным супругом Анны Васильевны. Унаследовав в тысяча восемьсот восемьдесят втором году его бизнес, новая хозяйка поставила себе задачу увеличить число больничных коек и расширить штат медицинского персонала. Что она и сделала, определив на финансирование фабричной амбулатории крупную по тем временам сумму — шестьсот пятьдесят рублей в месяц. Кроме того, Мараева перевела питание рабочих фабрики на хозяйский счёт. И счёт этот был весьма внушительный — одиннадцать рублей в постные дни и шестнадцать — в скоромные.
Фабрика приносила прибыль. Оправившейся от смерти супруга Анне Васильевне казалось, что жизнь снова налаживается. Но внезапно грянула новая трагедия — упав с лошади, насмерть разбилась дочь Мараевой, Анфиса. После похорон Анна Васильевна сняла со счёта в банке все деньги, которые готовила дочери в приданое и передала их на строительство церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был возведён в тысяча девятьсот десятом году в тогдашнем предместье Серпухова, называемом Заборье. При нём Мараева устроила богадельню, которую содержала за собственный счёт.
Когда в тысяча девятьсот четырнадцатом началась Первая мировая война, Анна Васильевна бросила все силы на помощь фронту. На территории фабрики она устроила большой госпиталь, где вместе со своими взрослыми дочерьми и внучками неустанно трудилась в качестве сестры милосердия. Несколько раз в составе бригады Царскосельского санитарного поезда выезжала в места боевых действий и помогала фронту финансово.
И даже после своей смерти Анна Васильевна, как бы удивительно это ни прозвучало, продолжает служить людям. Уникальная коллекция икон и рукописных богослужебных книг, которую Мараева собирала всю свою жизнь, послужила основой фонда Серпуховского историко-художественного музея, расположившегося в двадцатые годы в бывшем особняке Мараевой на Фабричной улице. Музей открыт и сегодня, только улицу переименовали — в честь... писателя Антона Павловича Чехова! Такое вот интересное совпадение.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.