
Фото: Egor Myznik/Unsplash
Во второй половине 19-ого века российское общество всерьёз задумалось о помощи незрячим людям. Государство занималось их проблемами, но заботы были направлены на то, чтобы инвалиды по зрению лишь сносно существовали. А вот учиться, работать и чувствовать себя полезными обществу они не могли. В 1874 году в Москве открыли Попечительное общество, которое решило открыть школу для слепых детей. Всю подготовительную работу взяла на себя благотворительница Анна Адлер.
О том, как живётся инвалидам, Анна знала на собственном опыте. В семь лет она заболела и на всю жизнь осталась хромой. Серьёзная и вдумчивая Аня отлично училась. После гимназии поступила на педагогические курсы. А окончив их, занялась благотворительностью. Помогала калекам, работала в «Попечительстве Императрицы Марии Александровны о слепых».
Школа для незрячих детей, которой занималась Анна, открылась в Москве в 1882 году. Мальчиков и девочек, помимо грамоты, обучали плетению корзин, вязанию чулок, шитью одеял. Ребята делали сиденья для стульев. И занимались всем этим с удовольствием. Тем более, что плоды их трудов отлично раскупались в магазине при школе.
С обучением грамоте было сложнее. В стране отсутствовали учебники для слепых. За их создание и взялась Анна Адлер. Она разработала методику преподавания русского языка, литературы, арифметики, истории, географии. И стала одним из первых в России тифлопедагогом — учителем, занимающимся обучением детей с нарушением зрения. Но в историю Анна Александровна вошла как первопечатник книг, изданных для слепых на русском языке по системе Брайля, то есть рельефно-точечным шрифтом. Выпуклые буквы и цифры незрячие люди считывали пальцами. Русский алфавит, основанный на системе Брайля, уже был разработан, а вот созданием нот на осязание занялась Анна Адлер. И воспитанники её школы смогли обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели.
В России тогда не было типографий, работающих с рельефно-точечным шрифтом. Анна Александровна взвалила на свои плечи это совсем не женское занятие. За специальным оборудованием она отправилась в Германию и заказала его на свои деньги. В Москве добилась разрешения властей на открытие типографии. Преодолевая невероятные трудности, Анна Александровна сама набирала тексты, сама корректировала их, наконец, сама печатала. «Никогда не видав этого дела, я не могла себе представить, что оно может быть настолько мучительно», — писала Адлер.
Накануне 1886 года в России тиражом сто экземпляров вышла первая книга, напечатанная шрифтом Брайля — «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер». Великолепно изданная она не уступала лучшим иностранным книгам. А спустя год Анна Александровна выпустила второй сборник биографических статей для слепых детей среднего возраста. Эти учебники разлетелись по школам Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Грузии. О них писали в заграничных журналах. Анну Александровну называли «наборщицей Божией милостью» и «героиней книгопечатного дела». А «героиня» тем временем продолжала работать. Она создала в Москве при Румянцевском музее читальный зал для слепых. В Политехническом музее организовала выставку, посвящённую труду, быту и просвещению незрячих людей. И работала там экскурсоводом.
Но началась Первая мировая война и Адлер бросилась на помощь русской армии. Благотворительница вступила в Никольскую общину сестёр милосердия, помещала раненых в лазареты, добывала медикаменты, продукты, тёплые вещи. Возглавила Дамский кружок, который собирал пожертвования. Наводила справки о русских военных, попавших в плен.
После революции Адлер предложили работу по созданию Всероссийского общества слепых. Увы, до его первого съезда Анна Александровна не дожила всего нескольких месяцев. Она умерла летом 1924-ого года. Почти 45 лет свой жизни Анна Адлер посвятила делу слепых. Работала честно и бескорыстно, открывая незрячим людям окно в мир.
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.