Русская иконопись начала зарождаться сразу же после Крещения Руси. Писанию икон суждено было прославиться как искусству, вокруг которого и образовалась русская культура. Первые иконы, появившиеся на Руси, были византийскими. Из города Корсунь их привез князь Владимир. И он, и его преемники приглашали иконописцев, чтобы писать православные сюжеты уже на русской земле, а главное — научить этому искусству и наших мастеров. В тринадцатом веке Хан Батый разорил страну. Ужасные события отразились на всей жизни русского народа. В пламени пожаров гибли и люди, и иконы, о которых столь тщательно заботились священники и монахи. Восстанавливать убранство церквей снова приглашали греческих мастеров. Но уже достаточно на русской земле было и своих духовных художников. Наступали времена расцвета русской иконописи...
...Московское княжество, год 1408-й от Рождества Христова...
После смерти митрополита Киевского и всея Руси Киприана два года пустовал престол русской поместной Церкви. Слухи о том, кто теперь его займет, ходили разные. Наконец, стало известно — новым митрополитом стал греческий священнослужи́тель по имени Фотий. К его приезду готовились во всех городах и селах. Успенский собор города Владимира ради такого события решили заново расписать фресками. Поручение было дано монахам из Спасо-Андрониковой обители. Один из них — Андрей Рублев — всего три года назад был младшим иконописцем в работах над Благовещенским собором Московского Кремля. Тогда сам Феофан Грек руководил росписью фресок и скромным мастером Андреем остался доволен. После того, как Андрей закончил расписывать собор во Владимире, все восхитились красотой и величием фресок. Чудесные краски отличали композиции на сводах храма. Всякого входящего в собор охватывало чувство благоговения. А еще через несколько лет Андрей написал икону, которая и по сей день считается самой выдающейся и значимой на Руси. Имя ей «Святая Троица». Простота изображения Троицы удивительным образом сочетается с вечной и неземной мудростью во взглядах ангелов, а композиция иконы поражает своей точностью, и глубиной смысла. Как же Андрею это удалось? Все дело в том, что Андрей Рублев был не просто хорошим художником, но глубоко верующим монахом. В поисках Божьего откровения преподобный Андрей погружался в себя, верный словам Христовым: «Царствие Божье внутри нас». Бывало, он днями и неделями ничего не говорил, и все братья замечали, что Андрей словно бы и не присутствует среди них. Так выражалось его затворничество.
Летописцы называют иконы Андрея благодатными — ведь рукой святого художника управлял сам Господь. До наших времен дошли лишь немногие из них. Известен цикл икон Успенского собора во Владимире, среди которых образа архангелов и Богоматери, святых Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста и Андрея Первозванного. Его кисти принадлежит и удивительная икона «Спас». Время не позволило живописи хорошо сохраниться, осталась только часть лица Спасителя, но и через века на нас обращен его мудрый, величественный взор, полный любви и сострадания. До сих пор Андрей Рублев почитается как скромный святой, через свои прекрасные иконы открывший миру Божью истину.
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема












