Чудесного уральского поэта, прозаика, переводчика, педагога и просветителя Андрея Комлева не стало летом 2021 года: ковид.
До 75-летнего юбилея оставалось чуть меньше года.
Эту, увы, посмертную дату — сердечно отметил вместе с читателями Андрея Петровича его младший товарищ, писатель и журналист Дмитрий Шеваров, — который свою публикацию в газетной авторской рубрике «Календарь поэзии» назвал пронзительной строкой друга — «Душа на скорых поездах...»
С гулом поездов отходят сроки.
И во власти дум первоначальных
ты идёшь, в траву роняя строки,
одарён счастливою печалью.
Встрепенёшься, возвращая годы...
Осень, золотистая погода.
Обернёшься — вечер в декабре
тенью по серебряной земле.
И о том, что в жизни нету смерти,
бор шумит над прудом у Сысерти,
или это тешится прибой
в полосе под Иверской горой.
Андрей Комлев, «С гулом поездов отходят сроки...», 1982-й год
Это стихотворение, в финале которого — родина уральского сказовика Павла Бажова Сысерть и овеянная библейскими преданиями Иверская гора в Новом Афоне, — я прочитал вам сейчас из книги Андрея Комлева «Свод». В начале 2000-х в уральской серии «Библиотека Каменного пояса» книжку выпустили к 40-летию литературной деятельности Комлева... Почему-то мне важны эти цифры.
И ещё я забыл сказать, что прочитанное стихотворение — «С гулом поездов отходят сроки...» — посвящено выдающемуся русскому поэту Алексею Решетову, чьи стихи звучат в наших «Рифмах жизни».
Лирическая поэзия Комлева — животворна, умна и душевна.
Об этих качествах его стихотворений молодому Комлеву когда-то ободряюще писали поэты старшего поколения — Павел Антокольский и Константин Симонов.
Андрей дорожил их отзывами, дорожил не меньше, чем своим многолетним читательским общением с поэзией Древней Руси, Александра Блока или Фета.
Открою приветного Фета,
собаку ль вожу у пруда,
и цветом овеяна с веток,
лужайками исходит вода.
И в самом безоблачном небе,
и в самом тенистом углу
колеблется трепетный лепет,
доверен живому теплу.
Летая по аеру где-то,
с утра по соседним дворам,
звенит колокольцами лето
сквозь уличный тамтарарам.
Андрей Комлев, 8 июня 1994 года
Интересно, что старинное латинское слово аер (вешний тёплый воздух, чистая атмосфера) любимый Комлевым Владимир Даль называл «мироколицей».
...И вот, Древняя Русь уже помянута, и я непременно скажу, что Андрей Комлев — глубокий переводчик (точнее, «перетолкователь») «Слова о полку Игореве».
«Особенность комлевского перевода в том, — писал Дмитрий Шеваров, — что он атмосферный. Расшифровывая для читателя «тёмные» места, переводчик бережно сохраняет исконный ритм, размер и даже во многом лексику оригинала».
И в завершение — любимый Андреем Комлевым — поэт-собрат Алексей Решетов.
Обратите внимание на последние два слова в его отзыве.
«В чём главное достоинство поэзии Комлева? В его книгах на редкость естественно сочетаются интимная, родниковой чистоты лирика и исторические поэмы, полные вещего милосердия...» Конец цитаты. Что ж, когда-нибудь — добавлю я от себя — мы обратимся, Бог даст, и к поэмам Андрея Комлева.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России