Начало двадцатого века. Немецкая археологическая экспедиция ведет раскопки в городе Пергаме. Среди развалин руководитель экспедиции Вильгельм Дёрпфельд обнаруживает артефакт, который помогает понять некоторые исторические детали, связанные с пребыванием и проповедью апостола Павла в Афинах.
В 51-м году апостол прибыл в этот город для проповеди о Христе. Увлекающиеся всем новым, греки пригласили его в Ареопаг – место собрания философов. Павел начал свою речь так: «осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».
Наличие алтарей Зевса, Афродиты было вполне понятным, но чтобы существовал алтарь «Неведомому богу»?! Даже несмотря на то, что у древнегреческого поэта Эпименида, жившего в шестом веке до Рождества Христова, есть упоминание о жертвоприношениях “неведомому богу” в Афинах, скептики говорили о вероятности выдумки и указывали на отсутствие материальных памятников. Экспедиция Дёрпфельда эту ситуацию изменила.
Комментарий эксперта:
«Прямых археологических доказательств существования культа «Неведомого бога» до начала двадцатого века не было. Только в 1908 году в античном городе Пергаме при раскопках гражданских построек и храмов удалось обнаружить небольшой каменный алтарь для жертвоприношений. На нем были высечены слова: «Неведомому Богу Капитон приносит дары».
С благодарностью за благодеяние или с просьбой о помощи обращался человек по имени Капитон к Неведомому богу – не известно. Однако известно, что, находящийся сегодня на территории Турции в нескольких десятках километров от Эгейского моря древнегреческий город Пергам знал культ неизвестного бога. Но можно ли предположить, что алтарь ему был и в Афинах? По мнению Вильгельма Дёрпфельда, можно.
Комментарий эксперта:
«Несмотря на то, что жертвенник в Афинах так и не был обнаружен, мы утверждаем, что он существовал, поскольку в разных регионах Греции чтили одних и тех же богов. Апостол Павел мог его встретить среди святынь Ареопага. В том, что алтарь не сохранился до наших дней, нет ничего удивительного. Священный холм часто перестраивался и разрушался».
Находка Пергамского камня подтвердила и рассказ Эпименида о жертвоприношениях “Неведомому богу”, которые совершались греками в Афинах, и то, что проповедь апостола Павла в Ареопаге – исторический факт.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия