В конце девятнадцатого века в Киеве проходил съезд археологов, на котором бурно обсуждалась научная сенсация: недавно под Полтавой были обнаружены первые в России артефакты эпохи палеолита. В перерыве между заседаниями участники съезда отправились в знаменитый Софийский собор. Наслышанный о находке, настоятель храма, прямо с порога спросил археологов, не хотят ли они искать подтверждений вздорной теории о том, что человек, якобы, произошёл от обезьяны? Вперед вышел солидный, приятной внешности господин, и с поклоном ответил священнику: «Господь с Вами, батюшка! В ту сторону шагать мы не собираемся».
Этим господином был граф Алексей Сергеевич Уваров - председатель Московского Археологического общества, автор научных трудов по археологии, организатор и участник нескольких крупных экспедиций.
Его любовь к археологии началась в юности, когда Алексей стал коллекционировать старинные монеты. Занятие увлекло молодого человека, и в поисках единомышленников он стал посещать кружок петербургских антиквариев. Скоро граф Уваров решил, что их собранию не помешает официальный статус: по его инициативе кружок был преобразован в Археолого-нумизматическое общество. Алексей Сергеевич лично сделал первый вклад в его фонды, подарив несколько своих коллекций, а также учредил на собственные средства премию в 300 рублей каждому, кто напишет научное сочинение. Так, еще в молодости, открылись главные качества Алексея Уварова: незаурядный талант организатора и щедрость мецената.
Первая полностью профинансированная им археологическая экспедиция отправилась на Черноморское побережье. В ходе раскопок были обнаружены редкие византийские монеты, оружие, посуда. Именно тогда граф Уваров окончательно понял, что его интерес не сводится к одной только нумизматике. По возвращении из экспедиции, он выпустил на собственные средства объемный труд «Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря графа Алексея Уварова», где впервые в истории русской археологии не просто описал, но и систематизировал находки.
Последующие экспедиции принесли поистине невероятные результаты: на Владимирщине Алексею Сергеевичу удалось обнаружить могилу знаменитого князя Дмитрия Пожарского, а при раскопках в ХерсонЕсе была найдена византийская базИлика с прекрасно сохранившимся мозаичным полом. Мозаику целиком перенесли в Эрмитаж, где она выставлена и по сей день.
Помимо безвозмездных пожертвований на археологию, граф Уваров активно участвовал и в зЕмской деятельности. Он открыл на собственные средства несколько больниц и школ в Московской и Владимирской губерниях; перечислял большие суммы на различные общественные нужды.
Однако самым важным начинанием в жизни Алексея Сергеевича Уварова, без сомнения, стало создание Российского Исторического музея. Высочайшее согласие на его открытие дал сам Император Александр Второй. Граф Уваров безвозмездно передал в распоряжение музея свои личные коллекции античных и славянских древностей, икон и рукописей, которые и составили основу будущей экспозиции. Для оформления залов Алексей Сергеевич заказал картины у самых известных живописцев: Васнецова, Айвазовского, Семиградского.
Став бессменным председателем созданного в Москве Археологического общества, Уваров учредил специальные премии за исследования в области отечественной истории. Ежегодный премиальный фонд составлял три тысячи рублей серебром.
Алексей Сергеевич был не только выдающимся ученым и настоящим энтузиастом, но и искренне верующим человеком. Свои успехи в новой тогда ещё науке он объяснял просто: «С Богом возможно всё». И не забывал отвечать на Божью помощь, искренне служа людям и Отечеству.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема