— Читаешь, племянник? Что за книжка?
— «Война и мир». Только я тут одно место понять не могу. Может быть, ты мне объяснишь? Вот это: «Кутузов повернулся в противоположную сторону, к красному углу избы». Что это за угол такой — красный?
— Красный угол — это место в доме, где стоят иконы. Его ещё называют божницей. Наверное, Кутузов хотел помолиться.
— Точно, так и есть! Тут дальше такой текст: «Господи, Создатель мой! Внял ты молитве нашей... — дрожащим голосом сказал он». Теперь понятно, что военачальник обратил эти слова к иконам. Спасибо, что разъяснил.
— Но неужели ты не слышал прежде выражения «красный угол»?
— Никогда. У тебя в квартире иконы стоят на книжной полке, и ты никогда её красным углом не называл.
— Похоже, это было ошибкой. Хочется, чтобы старинные русские слова, такие тёплые и значимые, были тебе понятны. Сам-то я красный угол помню с детства. В доме у бабушки в деревне он был обустроен над обеденным столом. Перед тем, как приступить к еде, мы молились, и трапеза под иконами проходила чинно и торжественно.
— А как он выглядел, красный угол?
— Как выглядел? Просто, но величественно. Небольшая полочка с образами, а перед ней — лампада, подвешенная на цепочках на крюк в потолке. Да я тебе покажу, как это выглядело! У меня в одном журнале есть репродукция картины Алексея Корзухина «В красном углу» — там божница обустроена схоже. Сейчас найду. Вот, посмотри.
— Видна часть комнаты. Иконы в углу размещены совсем так, как ты рассказал, и к тому же украшены цветами. Стены увешаны рисунками. Хозяйка — молодая женщина в белой блузке с пышными рукавами и голубой юбке, поправляет фитиль в лампадке. Для этого она взобралась на изящный стул с гнутой деревянной спинкой. На этажерке, накрытой шёлковым платком с кистями, хаотично лежат тетради, книги и альбомы для рисования. И вообще в комнате царит творческий беспорядок.
— Вероятнее всего, художник изобразил собственный дом и свою жену. В том же 1875 году, когда создавалось полотно «В красном углу», она родила Алексею Ивановичу сына Фёдора. А младенец — это всегда заботы. Так что некоторый хаос в доме простителен молодым супругам.
— Но при этом красный угол они содержат в порядке — украшают иконы цветами, следят, чтобы лампадка горела.
— Это не удивительно. Алексей Корзухин был верующим человеком. Он с детских лет любил и ценил иконы. В юности, будучи талантливым самоучкой, он писал образа для Преображенской церкви в родном посёлке Уктус под Екатеринбургом. Окончив Императорскую академию художеств, принимал участие в росписи многих столичных храмов. И дома уголок с иконами ему был необходим для молитвы.
— Дядя Андрей, а где сейчас находится работа «В красном углу» Алексея Корзухина?
— В сибирском городе Тюмени.
— Жалко, что так далеко! Я бы посмотрел картину вживую. Хотя, может, и представится случай!
— Да, это полотно стоит увидеть, оно поучительное. Алексей Корзухин запечатлел на картине, с какой заботой обихаживает божницу женщина и так подчеркнул значение икон в доме. Красный угол помогает среди житейской суеты не забывать о главном, о вечном.
«Картину Алексея Корзухина „В красном углу“ можно увидеть в Тюменском областном музее изобразительных искусств».
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди