
Граф Алексей Бобринский был известен на всю Российскую империю как создатель первой в стране железной дороги, сахарозаводчик и благотворитель. Один из богатейших людей страны с детства был приучен своей матушкой — баронессой Анной Унгер-Штеренберг помогать людям.
До 28 лет Алексей Алексеевич служил в армии. Выйдя в отставку, занялся наукой и сельским хозяйством — на Украине у него были пахотные земли. Бобринский стал известен всей России, когда в 1837-ом году построил железную дорогу из Петербурга в Царское Село и Павловск. Граф создавал дорогу не один: он открыл акционерную компанию, возглавил её и вложил в дело целое состояние — 250 000 рублей.
Первый в России сахарный завод тоже принадлежал Бобринскому. Предприятие находилось в Тульской губернии. Позже Алексей Алексеевич открыл ещё четыре сахарных завода в своих украинских поместьях. Граф был настоящим тружеником: наравне с крестьянами он работал на полях, выращивал свёклу. На своих заводах исполнял обязанности технолога, химика, механика. И при этом находил время заниматься благотворительностью.
Бобринский всегда заботился о своих рабочих. На каждом предприятии обязательно строил церковь. Для заводских открывал бесплатные больницы, школы, столовые, бани. Рабочие имели возможность учиться, как бы сейчас сказали, на курсах повышения квалификации. Граф не жалел на это денег. Ведь в России тогда сплошь и рядом на предприятиях работали иностранцы, Бобринский же успешно готовил отечественных специалистов — сахаротехников и инженеров-технологов.
В 1858-ом году в своём имении в украинском городе Смела Алексей Алексеевич открыл начальное ремесленное училище с программой обучения, равноценной программе церковно-приходской школы. Юноши здесь в течение трёх лет получали профессию и просвещались духовно. Дети бедняков учились бесплатно, остальные платили символические деньги. А когда в Киеве началось строительство Политехнического института, граф, прекрасно понимающий, как нужны стране квалифицированные специалисты, жертвовал ему солидные суммы.
Ещё до отмены крепостного права, крестьяне Бобринского не страдали от барского гнёта. Алексей Алексеевич платил им приличные деньги за работу, не скупился на премии и льготы. А после реформы 1861-ого года он дарил бывшим крепостным землю.
Граф умер в 1868-ом году в городе Смела. Проститься с Бобринским пришли тысячи людей: рабочие, крестьяне, горожане, для которых он построил железную дорогу по маршруту Фастов-Знаменка и вокзал. Люди, в знак уважения к «одной из благороднейших и в высшей степени сочувствующих личностей», как сказал о покойном поэт Вяземский, выпрягли лошадей и несколько вёрст на себе несли катафалк к железнодорожной станции. Похоронили графа в Петербурге, в Александро-Невской Лавре. Попрощаться с Алексеем Алексеевичем приехал император Александр Второй.
Через четыре года в Киеве на одном из красивейших бульваров — Бибиковском — открыли памятник Бобринскому. Деньги собирали всем городом. На церемонии открытия говорили о гражданской доблести графа, о его полезной деятельности. О том, что он заботился об отечественной промышленности, не жалея ни средств, ни трудов. И о том, что все начинания графа были направлены на благосостояние и просвещение народа.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема