
Граф Алексей Бобринский был известен на всю Российскую империю как создатель первой в стране железной дороги, сахарозаводчик и благотворитель. Один из богатейших людей страны с детства был приучен своей матушкой — баронессой Анной Унгер-Штеренберг помогать людям.
До 28 лет Алексей Алексеевич служил в армии. Выйдя в отставку, занялся наукой и сельским хозяйством — на Украине у него были пахотные земли. Бобринский стал известен всей России, когда в 1837-ом году построил железную дорогу из Петербурга в Царское Село и Павловск. Граф создавал дорогу не один: он открыл акционерную компанию, возглавил её и вложил в дело целое состояние — 250 000 рублей.
Первый в России сахарный завод тоже принадлежал Бобринскому. Предприятие находилось в Тульской губернии. Позже Алексей Алексеевич открыл ещё четыре сахарных завода в своих украинских поместьях. Граф был настоящим тружеником: наравне с крестьянами он работал на полях, выращивал свёклу. На своих заводах исполнял обязанности технолога, химика, механика. И при этом находил время заниматься благотворительностью.
Бобринский всегда заботился о своих рабочих. На каждом предприятии обязательно строил церковь. Для заводских открывал бесплатные больницы, школы, столовые, бани. Рабочие имели возможность учиться, как бы сейчас сказали, на курсах повышения квалификации. Граф не жалел на это денег. Ведь в России тогда сплошь и рядом на предприятиях работали иностранцы, Бобринский же успешно готовил отечественных специалистов — сахаротехников и инженеров-технологов.
В 1858-ом году в своём имении в украинском городе Смела Алексей Алексеевич открыл начальное ремесленное училище с программой обучения, равноценной программе церковно-приходской школы. Юноши здесь в течение трёх лет получали профессию и просвещались духовно. Дети бедняков учились бесплатно, остальные платили символические деньги. А когда в Киеве началось строительство Политехнического института, граф, прекрасно понимающий, как нужны стране квалифицированные специалисты, жертвовал ему солидные суммы.
Ещё до отмены крепостного права, крестьяне Бобринского не страдали от барского гнёта. Алексей Алексеевич платил им приличные деньги за работу, не скупился на премии и льготы. А после реформы 1861-ого года он дарил бывшим крепостным землю.
Граф умер в 1868-ом году в городе Смела. Проститься с Бобринским пришли тысячи людей: рабочие, крестьяне, горожане, для которых он построил железную дорогу по маршруту Фастов-Знаменка и вокзал. Люди, в знак уважения к «одной из благороднейших и в высшей степени сочувствующих личностей», как сказал о покойном поэт Вяземский, выпрягли лошадей и несколько вёрст на себе несли катафалк к железнодорожной станции. Похоронили графа в Петербурге, в Александро-Невской Лавре. Попрощаться с Алексеем Алексеевичем приехал император Александр Второй.
Через четыре года в Киеве на одном из красивейших бульваров — Бибиковском — открыли памятник Бобринскому. Деньги собирали всем городом. На церемонии открытия говорили о гражданской доблести графа, о его полезной деятельности. О том, что он заботился об отечественной промышленности, не жалея ни средств, ни трудов. И о том, что все начинания графа были направлены на благосостояние и просвещение народа.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 325 зач., X, 32-38.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие знают, что христиане живут с ощущением конечности истории и грядущего конца мира. На словах всё это хотя бы как-то понятно, но что это означает на практике? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Отношения со временем в каждой профессии свои. Есть занятия, которые предполагают более-менее активную нормированную деятельность, есть те, что ориентируются на нужды других людей. Приходя к станку, рабочий на заводе выполняет конкретные действия, он именно работает в течение всей смены и уходит домой. Пожарный или врач скорой помощи работает не по заранее намеченному графику, у них нет нормативов, потому что их деятельность зависит от того, что происходит с другими людьми. Их активность зависит от самых разных факторов, погоды, праздников и многого другого. По содержанию эти профессии разные, но их вместе с некоторыми другими объединяет одна важная деталь: значимой их частью является ожидание и готовность к действию. Если пожара нет или никому не требуется скорая медицинская помощь, конкретный специалист может не заниматься ничем, потому что в такие моменты он должен быть готов включиться и оказать помощь. И хотя он ничего не делает, он не может заняться какими-то серьёзными делами, не может уйти домой или сделать нечто подобное. Помощь может понадобиться завтра, может через 5 часов, но вести себя нужно так, как будто бы она понадобится через 5 минут.
Сегодняшнее апостольское чтение заканчивается просьбой апостола к ученикам, суть которой в том, чтобы они проявляли терпение, потому что Грядущий, под которым, очевидно, подразумевается Христос Спаситель, придёт очень и очень скоро. Эта просьба была озвучена апостолом почти две тысячи лет назад. С тех пор сменились десятки поколений христиан и можно было бы сказать, что слова апостола были написаны совершенно напрасно, как напрасным было терпение тех, кто эти слова прочитал или услышал. И действительно, для чего они терпели, если Грядущий не пришёл? Однако, важно правильно понять слова апостола. Прекрасно помня, что никто не знает ни дня, ни часа, когда Сын человеческий придёт и, понимая только, что момент этот наступит внезапно, Павел не мог написать никак иначе. Когда бы ни пришёл Христос, ученики призваны жить так, как будто он придёт сегодня. И если для врача или сотрудника МЧС ожидание важно тем, что даёт возможность вовремя включиться в работу, для верующих ожидание — не просто преддверие деятельности, оно оказывается наполнено ею.
Что же входит в это деятельное ожидание? Как на практике жить, ожидая Христа? Когда-то, прежде чем стать учеником, каждый верующий пережил личное обращение, принял Крещение и теперь призван жить сообразно с волей Божией, правильно воспринимая скорби и радости, без стремления занять лучшее место под солнцем за счёт других или вопреки другим. Важно научиться каждый вызов, который бросает нам жизнь, каждую ситуацию, в которой мы можем поступить по-христиански, воспринимать как место личной встречи со Спасителем, предвосхищающей встречу всеобщую. В этой ситуации становится неважно, придёт ли Господь завтра или через сотни лет, ведь мы ощущаем Его как живого и присутствующего уже сегодня.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Архимандрит Фаддей Витовницкий о депрессии». Игумен Нектарий (Морозов)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с игуменом Нектарием (Морозовым) читали и обсуждали фрагменты из книги архимандрита Фаддея Витовницкого «Мир и радость в Духе Святом», посвященные духовным причинам депрессии и тяжелых внутренних состояний.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарим Владу свободу передвижения

Любимое занятие восьмилетнего Влада — играть на гитаре вместе с папой. Правда перебирать струны у него пока получается с трудом — руки сильно напряжены. У мальчика детский церебральный паралич, который ограничивает его в движениях. Но это не влияет на желание Влада заниматься музыкой.
Он активный и любознательный, учится в обычной школе, любит читать. На занятия мальчика привозит мама, поскольку Влад не ходит сам. Она же сопровождает его в течение всего учебного дня. «Мы нашли у нас в Казани школу, где нам не отказали из-за двигательных особенностей, — рассказывает Анна. — Во время урока я обычно сижу на последней парте, никому не мешаю. Учитель просит детей помогать Владу и быть к нему внимательнее».
На переменах мальчику хочется играть вместе с другими ребятами в подвижные игры, но присоединиться к ним он не может. Тем не менее Влад нашёл для себя выход. Он сам предлагает одноклассникам играть в прятки. Они залезают под парты или ещё куда-нибудь, а Влад при поддержке мамы начитает их искать.
В школе женщине частно приходится носить восьмилетнего сына на руках, поскольку у них нет компактной и лёгкой в использовании инвалидной коляски. Обычная — малоподвижная и на ней не везде проедешь. Но Влад растёт и поднимать его становиться всё сложнее. Поэтому семье необходима активная коляска, разработанная специально для детей с инвалидностью.
Она очень удобная в управлении. С ней Влад станет более мобильным и самостоятельным. Он будет сам передвигаться по школьным коридорам и резвиться вместе с ребятами.
Специалисты фонда «Игра» уже подобрали для мальчика активную коляску, учитывая все его особенности. Осталось её оплатить. Помочь семье из Казани приобрести нужную технику для движения, можно на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов