Алексей Бобринский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Алексей Бобринский

* Поделиться
Алексей Алексеевич Бобринский
Алексей Алексеевич Бобринский
Художник: Ф. К. Винтерхальтер

Граф Алексей Бобринский был известен на всю Российскую империю как создатель первой в стране железной дороги, сахарозаводчик и благотворитель. Один из богатейших людей страны с детства был приучен своей матушкой — баронессой Анной Унгер-Штеренберг помогать людям.

До 28 лет Алексей Алексеевич служил в армии. Выйдя в отставку, занялся наукой и сельским хозяйством — на Украине у него были пахотные земли. Бобринский стал известен всей России, когда в 1837-ом году построил железную дорогу из Петербурга в Царское Село и Павловск. Граф создавал дорогу не один: он открыл акционерную компанию, возглавил её и вложил в дело целое состояние — 250 000 рублей.

Первый в России сахарный завод тоже принадлежал Бобринскому. Предприятие находилось в Тульской губернии. Позже Алексей Алексеевич открыл ещё четыре сахарных завода в своих украинских поместьях. Граф был настоящим тружеником: наравне с крестьянами он работал на полях, выращивал свёклу. На своих заводах исполнял обязанности технолога, химика, механика. И при этом находил время заниматься благотворительностью.

Бобринский всегда заботился о своих рабочих. На каждом предприятии обязательно строил церковь. Для заводских открывал бесплатные больницы, школы, столовые, бани. Рабочие имели возможность учиться, как бы сейчас сказали, на курсах повышения квалификации. Граф не жалел на это денег. Ведь в России тогда сплошь и рядом на предприятиях работали иностранцы, Бобринский же успешно готовил отечественных специалистов — сахаротехников и инженеров-технологов.

В 1858-ом году в своём имении в украинском городе Смела Алексей Алексеевич открыл начальное ремесленное училище с программой обучения, равноценной программе церковно-приходской школы. Юноши здесь в течение трёх лет получали профессию и просвещались духовно. Дети бедняков учились бесплатно, остальные платили символические деньги. А когда в Киеве началось строительство Политехнического института, граф, прекрасно понимающий, как нужны стране квалифицированные специалисты, жертвовал ему солидные суммы.

Ещё до отмены крепостного права, крестьяне Бобринского не страдали от барского гнёта. Алексей Алексеевич платил им приличные деньги за работу, не скупился на премии и льготы. А после реформы 1861-ого года он дарил бывшим крепостным землю.

Граф умер в 1868-ом году в городе Смела. Проститься с Бобринским пришли тысячи людей: рабочие, крестьяне, горожане, для которых он построил железную дорогу по маршруту Фастов-Знаменка и вокзал. Люди, в знак уважения к «одной из благороднейших и в высшей степени сочувствующих личностей», как сказал о покойном поэт Вяземский, выпрягли лошадей и несколько вёрст на себе несли катафалк к железнодорожной станции. Похоронили графа в Петербурге, в Александро-Невской Лавре. Попрощаться с Алексеем Алексеевичем приехал император Александр Второй.

Через четыре года в Киеве на одном из красивейших бульваров — Бибиковском — открыли памятник Бобринскому. Деньги собирали всем городом. На церемонии открытия говорили о гражданской доблести графа, о его полезной деятельности. О том, что он заботился об отечественной промышленности, не жалея ни средств, ни трудов. И о том, что все начинания графа были направлены на благосостояние и просвещение народа.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем