
В огромном купеческом доме, стоявшем на одной из центральных улиц города Каинска Новониколаевской губернии — так раньше именовался город Куйбышев Новосибирской области — царила ничем не нарушаемая тишина. В углу на обитой шёлком кушетке с вышиванием в руках сидела женщина. Она орудовала иглой, почти не глядя на пяльцы, и о чём-то сосредоточенно думала.
Впрочем, мысли купчихи Александры Ивановны Шкроевой — именно так звали женщину — угадать было нетрудно. Дочь бедного каинского священника, она выросла в большой нужде. Брак с вдовствующим богачом, купцом Первой гильдии Иваном Шкроевым, сулил девушке новую жизнь. Так оно и вышло — теперь у неё были шикарные платья, драгоценности, огромный, дорого и со вкусом обставленный дом. Вот только очень уж тихо было в этом доме... Самого главного выгодное замужество Александре Ивановне не принесло: шли годы, а дети у Шкроевых так и не появлялись.
«На всё воля Божья!», — сокрушённо вздыхали супруги. Но вот в один прекрасный день Александра Ивановна, устав сидеть в тишине пустых комнат, вышла прогуляться по городу. Ноги сами не привели её к большому серому зданию, над входом в которое висела табличка: «Детский приют». Женщина в волнении поднялась на крыльцо и позвонила...
С того самого дня огромный дом купцов Шкроевых наполнился детскими голосами. Вскоре после своего визита в приют Александра Ивановна удочерила одну из его маленьких воспитанниц — сироту по имени Аграфена, которую в семье стали лаково звать Фенечкой. Потом взяла к себе ещё нескольких малышей. А вскоре чуть ли не весь приют перекочевал в шкроевский особняк. Александра Ивановна заботилась об этих детях как о родных на протяжение всей жизни. Повзрослевших девушек выдала замуж с богатым приданым; юношей определила на хорошую службу.
Спустя несколько лет семейство Шкроевых постигло горе: скончался супруг Александры Ивановны, Иван Васильевич. На плечи женщины, вдобавок к домашним обязанностям, теперь легли ещё и заботы о делах. И первым, за что Александра Ивановна принялась, было строительство церкви по завещанию её покойного супруга. В тысяча девятьсот шестом году на берегу реки Омь вырос большой храм, освящённый в честь пророка Иоанна Предтечи. Всю его постройку, вплоть до последнего гвоздя, Александра Ивановна Шкроева оплатила из личных денег.
При храме купчиха открыла бесплатную церковную школу для детей, чьи родители не имели возможности платить за обучение. На Рождество и Пасху купчиха сама водила воспитанников на Богослужение, а потом устраивала для них в школе праздничное угощение. И, видя счастливые лица детей, радовалась до слёз и благодарила Бога за то, что Он дал ей возможность заботиться о них.
Александра Ивановна постоянно поддерживала бедные и многодетные семьи Каинска. Покупала одежду, еду, помогала с оплатой жилья.
Благодаря Шкроевой в Каинске появилась богадельня, где нашли приют и заботу несколько десятков неимущих стариков. Учредила Александра Ивановна и Дом трудолюбия. Всегда одетую в скромное чёрное платье, купчиху знали в лицо все тюремщики города: Шкроева постоянно навещала заключённых, обеспечивала тюрьмы продуктами питания.
Но наступил 1917 год. Товарищи в кожаных куртках и с пистолетами за поясом пришли к Александре Ивановне. Изымая у купчихи деньги и ценности, они недоумевали, почему она не плачет, не умоляет их оставить ей хоть что-то. Шкроева, привыкшая с радостью отдавать, была спокойна и невозмутима даже тогда, когда её выселяли из собственного дома. Умерла Александра Ивановна в нищете. Но своё истинное богатство — любовь к людям и доброту — хранила в сердце до последнего вздоха.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема