В 1914-ом году критики упрекали Александра Вертинского в том, что его песни отвлекают публику от действительности. Но действительность эта была такова, что жители Российской империи отвлеклись бы от неё с радостью - Первая мировая война стала потрясением для страны. И для Вертинского тоже, ведь всю трагедию этой войны он видел своими глазами, два года прослужив братом милосердия.
Когда в 1914 году госпитали Москвы оказались переполнены ранеными, многие богатые люди стали отдавать свои дома под лазареты. Купчиха Мария Морозова тоже не осталась в стороне. Собственный арбатский особняк она превратила в госпиталь. Как-то проходя мимо него, начинающий артист Вертинский увидел толпу. Выяснил, что это с вокзала привезли раненых и вносят их в дом. Глядя на страдающих солдат, Александр тоже ухватился за носилки и стал помогать сёстрам милосердия. Да и потом никуда не ушёл, а оказался в перевязочной: снимал окровавленные бинты, промывал раны и не заметил, как пролетели сутки, вторые, третьи… Вскоре Вертинский перестал даже по ночам уходить домой. Он выхаживал раненых, писал письма родным солдат, помогал при операциях.
Когда Мария Морозова организовала санитарный поезд, Вертинский тут же поступил в его штат медбратом. Он сам потом не мог объяснить, почему записался не под своим именем, а взял псевдоним «брат Пьеро». И настоящей фамилии Александра в поезде так никогда и не узнали.
Вагонов в санитарном составе было больше тридцати, за Вертинским закрепили один с тяжелоранеными и этот вагон считался самым образцовым. Александр так ловко обращался с ранеными, что врач скоро перевёл его в перевязочную. Выносливость Вертинского поражала коллег: он мог сутками находиться возле раненых. И в свободное время не отдыхал: пришив к белому халату помпоны, «брат Пьеро» часто пел перед солдатами.
Однажды, обрабатывая раны, Вертинский двое суток не спал. Когда его сменили, он шатался от усталости. А проходя по вагону, услышал просьбу раненого: «Спойте мне что-нибудь. Я скоро умру». И Вертинский запел. Он не помнил, закончил ли песню или провалился в сон, оборвав её на полуслове. Утром коллеги нашли своего Пьерошу спящим возле умершего солдата. Это был один из тех горьких случаев, когда спасти бойца не удалось. Но скольких Вертинский выходил за то время, что провёл на войне!
Как-то в вагон Александра попал полковник, положение которого врач считал безнадёжным: пуля застряла возле сердца, и вытащить её не было никакой возможности. Да и оперировать во время движения поезда запрещалось. А до госпиталя полковник не дожил бы. Это понимали все, кроме Вертинского. Когда состав тронулся, Александр стал думать, что делать.
И вспомнил, как однажды в магазине хирургических инструментов он купил длинные, тонкие щипцы – корнцанги. Врач счёл их бесполезными, они лежали без дела и вот теперь могли спасти человеку жизнь. Александр продезинфицировал щипцы и осторожно ввёл их в рану. Сердце Вертинского колотилось от волнения, вагон качало, но Александр достал пулю. А оглянувшись, увидел перепуганного хирурга, который раньше отказался оперировать раненого. Врач пригрозил медбрату «военно-полевым судом. Но Вертинскому было не страшно – он радовался, что спас человека от верной смерти! Полковника привезли в Москву живым.
«Да, мы отдавали раненым всё – и силы свои, и сердца. Расставаясь с нами, они со слезами на глазах благодарили нас за уход, за ласку, за внимание к их несчастной судьбе», - писал Вертинский, который за два года военной службы часто бывал на передовой, выносил раненых с поля боя, сам был ранен и сделал тысячи перевязок.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов