
— Добрый день!
— Здравствуйте!
— Простите, пожалуйста, за беспокойство. Я специально приехала из Шуи сюда, в Ивановский художественный музей и, вот досада — забыла очки! Картины вижу хорошо, но надписи на табличках мне, с моей дальнозоркостью, недоступны. Не сочтите за труд, прочтите, пожалуйста, кто изображён вот на этом портрете?
— Никакого труда! Это портрет дочерей скульптора Мартоса, написал его Александр Варнек в 1820 году.
— Да, немного информации. Очень жаль. А барышни удивительные. Глаза у них такие чистые, одухотворённые. Так хочется узнать побольше об их судьбах, характерах! Но... на нет и суда нет!
— Если позволите, я поделюсь с вами тем, что знаю о семье скульптора Мартоса и об этой картине.
— О, будьте добры, расскажите, мне очень интересно!
— У Ивана Мартоса было одиннадцать детей, из них восемь — девочки. Все они были очаровательны, разбирались в искусстве. Художник Александр Варнек был вхож в это семейство. Он дружил с Иваном Петровичем и любил его старшую дочь, Анастасию Мартос. Просил её руки, но согласия не получил — девушка вышла замуж за молодого учёного Герасима Лузанова.
— Это одна из двух девушек на портрете?
— Нет, здесь мы видим её младших сестер, Софью и Любовь. Александр Варнек рисовал не только Анастасию. Он оставил несколько портретов сестёр Мартос, и все они — парные.
— Все парные? Как интересно.
— Да, на каждой из этих картин сестры изображены по двое. Это действительно интересно. И очень необычно для живописи начала девятнадцатого века в целом и для творчества Александра Варнека в частности. Он был талантливым и востребованным у современников портретистом, написал десятки работ, но парами изобразил только сестёр Мартос.
— Как вы думаете, почему?
— В семье Ивана Петровича Мартоса домочадцев объединяло не просто кровное родство, а созвучие душ, единство настроения. Чтобы передать эти тёплые, доверительные, чуткие отношения, художник и рисовал сестёр парами.
— Девушки стоят так близко, что соприкасаются плечами и волосами. Видно, что они поддерживают друг друга. А выражение глаз делает их схожими.
— При этом, обратите внимание, Софья Ивановна — темноглазая смуглая брюнетка, лицо у неё вытянутое, брови с изломом. А Любовь Ивановна белокожая и круглолицая, с голубыми глазами и пшеничными волосами. Но глядя на портрет, не усомнишься, что перед тобой — сёстры.
— А как сложилась их жизнь?
— Софья стала женой секретаря Академии художеств Василия Григоровича. В этом браке родилось девять детей. Супруги находили друг в друге поддержку, они практически не имели разногласий.
— А Любовь Ивановна?
— Любовь вышла замуж за ректора Академии художеств, Абрама Ивановича Мельникова. И тоже была вполне счастлива.
— Думаю, что корень их счастья — в родительской семье. Именно там девочки научились любить, дарить близким сердечное тепло и утешение. И художник Александр Варнек запечатлел это драгоценное умение в парном портрете дочерей скульптора Мартоса.
«Портрет дочерей скульптора Мартоса кисти Александра Варнека можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер