— Добрый день!
— Здравствуйте!
— Простите, пожалуйста, за беспокойство. Я специально приехала из Шуи сюда, в Ивановский художественный музей и, вот досада — забыла очки! Картины вижу хорошо, но надписи на табличках мне, с моей дальнозоркостью, недоступны. Не сочтите за труд, прочтите, пожалуйста, кто изображён вот на этом портрете?
— Никакого труда! Это портрет дочерей скульптора Мартоса, написал его Александр Варнек в 1820 году.
— Да, немного информации. Очень жаль. А барышни удивительные. Глаза у них такие чистые, одухотворённые. Так хочется узнать побольше об их судьбах, характерах! Но... на нет и суда нет!
— Если позволите, я поделюсь с вами тем, что знаю о семье скульптора Мартоса и об этой картине.
— О, будьте добры, расскажите, мне очень интересно!
— У Ивана Мартоса было одиннадцать детей, из них восемь — девочки. Все они были очаровательны, разбирались в искусстве. Художник Александр Варнек был вхож в это семейство. Он дружил с Иваном Петровичем и любил его старшую дочь, Анастасию Мартос. Просил её руки, но согласия не получил — девушка вышла замуж за молодого учёного Герасима Лузанова.
— Это одна из двух девушек на портрете?
— Нет, здесь мы видим её младших сестер, Софью и Любовь. Александр Варнек рисовал не только Анастасию. Он оставил несколько портретов сестёр Мартос, и все они — парные.
— Все парные? Как интересно.
— Да, на каждой из этих картин сестры изображены по двое. Это действительно интересно. И очень необычно для живописи начала девятнадцатого века в целом и для творчества Александра Варнека в частности. Он был талантливым и востребованным у современников портретистом, написал десятки работ, но парами изобразил только сестёр Мартос.
— Как вы думаете, почему?
— В семье Ивана Петровича Мартоса домочадцев объединяло не просто кровное родство, а созвучие душ, единство настроения. Чтобы передать эти тёплые, доверительные, чуткие отношения, художник и рисовал сестёр парами.
— Девушки стоят так близко, что соприкасаются плечами и волосами. Видно, что они поддерживают друг друга. А выражение глаз делает их схожими.
— При этом, обратите внимание, Софья Ивановна — темноглазая смуглая брюнетка, лицо у неё вытянутое, брови с изломом. А Любовь Ивановна белокожая и круглолицая, с голубыми глазами и пшеничными волосами. Но глядя на портрет, не усомнишься, что перед тобой — сёстры.
— А как сложилась их жизнь?
— Софья стала женой секретаря Академии художеств Василия Григоровича. В этом браке родилось девять детей. Супруги находили друг в друге поддержку, они практически не имели разногласий.
— А Любовь Ивановна?
— Любовь вышла замуж за ректора Академии художеств, Абрама Ивановича Мельникова. И тоже была вполне счастлива.
— Думаю, что корень их счастья — в родительской семье. Именно там девочки научились любить, дарить близким сердечное тепло и утешение. И художник Александр Варнек запечатлел это драгоценное умение в парном портрете дочерей скульптора Мартоса.
«Портрет дочерей скульптора Мартоса кисти Александра Варнека можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».