— Добрый день!
— Здравствуйте!
— Простите, пожалуйста, за беспокойство. Я специально приехала из Шуи сюда, в Ивановский художественный музей и, вот досада — забыла очки! Картины вижу хорошо, но надписи на табличках мне, с моей дальнозоркостью, недоступны. Не сочтите за труд, прочтите, пожалуйста, кто изображён вот на этом портрете?
— Никакого труда! Это портрет дочерей скульптора Мартоса, написал его Александр Варнек в 1820 году.
— Да, немного информации. Очень жаль. А барышни удивительные. Глаза у них такие чистые, одухотворённые. Так хочется узнать побольше об их судьбах, характерах! Но... на нет и суда нет!
— Если позволите, я поделюсь с вами тем, что знаю о семье скульптора Мартоса и об этой картине.
— О, будьте добры, расскажите, мне очень интересно!
— У Ивана Мартоса было одиннадцать детей, из них восемь — девочки. Все они были очаровательны, разбирались в искусстве. Художник Александр Варнек был вхож в это семейство. Он дружил с Иваном Петровичем и любил его старшую дочь, Анастасию Мартос. Просил её руки, но согласия не получил — девушка вышла замуж за молодого учёного Герасима Лузанова.
— Это одна из двух девушек на портрете?
— Нет, здесь мы видим её младших сестер, Софью и Любовь. Александр Варнек рисовал не только Анастасию. Он оставил несколько портретов сестёр Мартос, и все они — парные.
— Все парные? Как интересно.
— Да, на каждой из этих картин сестры изображены по двое. Это действительно интересно. И очень необычно для живописи начала девятнадцатого века в целом и для творчества Александра Варнека в частности. Он был талантливым и востребованным у современников портретистом, написал десятки работ, но парами изобразил только сестёр Мартос.
— Как вы думаете, почему?
— В семье Ивана Петровича Мартоса домочадцев объединяло не просто кровное родство, а созвучие душ, единство настроения. Чтобы передать эти тёплые, доверительные, чуткие отношения, художник и рисовал сестёр парами.
— Девушки стоят так близко, что соприкасаются плечами и волосами. Видно, что они поддерживают друг друга. А выражение глаз делает их схожими.
— При этом, обратите внимание, Софья Ивановна — темноглазая смуглая брюнетка, лицо у неё вытянутое, брови с изломом. А Любовь Ивановна белокожая и круглолицая, с голубыми глазами и пшеничными волосами. Но глядя на портрет, не усомнишься, что перед тобой — сёстры.
— А как сложилась их жизнь?
— Софья стала женой секретаря Академии художеств Василия Григоровича. В этом браке родилось девять детей. Супруги находили друг в друге поддержку, они практически не имели разногласий.
— А Любовь Ивановна?
— Любовь вышла замуж за ректора Академии художеств, Абрама Ивановича Мельникова. И тоже была вполне счастлива.
— Думаю, что корень их счастья — в родительской семье. Именно там девочки научились любить, дарить близким сердечное тепло и утешение. И художник Александр Варнек запечатлел это драгоценное умение в парном портрете дочерей скульптора Мартоса.
«Портрет дочерей скульптора Мартоса кисти Александра Варнека можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»