После убиения татарами великого князя Юрия, старшим остался брат его Ярослав. Он приехал в Суздальский край господствовать над трупами и развалинами. К счастью, это был человек необычайно твердой воли и ясного ума.
Ярослав стал ревностно собирать оставшихся в живых жителей, которые рассеялись по лесам, ободрял их и заставлял всюду искать и хоронить покойников, во избежание мора.
Восстанавливал храмы, села. Строго наказывал злодеев, расплодившихся как всегда при народных бедствиях, и прославился своим правосудием.
Ярославу пришлось обнажить свой меч и против Литовцев, которые, пользуясь бедствием Руси, завладели большею частью Смоленской области. Он смело двинулся на них, нанес сильное поражение и освободил Смоленск.
Когда орды Татар, после похода в Венгрию, отхлынули к Волге, Даниил Галицкий с братом Васильком, а также и Михаил Черниговский, возвратились в Русскую Землю, не получив помощи ни от венгров, ни от Поляков.
От страшного смрада трупов, Даниил не мог въехать ни в Брест, ни во Владимир Волынский. К счастью, совершенно уцелел выстроенный им город Холм и Даниил решил здесь утвердить свое местопребывание. Из Холма, он, подобно Ярославу Суздальскому, стал деятельно приводить в порядок свой ещё недавно цветущий край.
Михаил Черниговский первоначально поселился на острове, лежащем против развалин Киева, а затем перебрался в Чернигов.
За три года, с 1238 по 1241, весь обширнейший Суздальский край, а также все Поднепровье, Волынь и Галич, были подвергнуты ужасающему разрушению, причем, и после отхода главных сил Батыя к Волге, отдельные Татарские отряды не переставали повсюду рыскать и производить свою кровавую расправу над беззащитным населением.
Печальны были дела нашей несчастной Родины и на Западе. Полоцкая и Смоленская Земли, вследствие сильного размножения их княжеских семей, были разбиты на большое число отдельных маленьких волостей. У Господина же Великого Новгорода господствовали прежние буйные порядки.
А между тем, враги Русской Земли быстро росли здесь. Нападения Литвы делались все более и более дерзкими. Ливонские рыцари значительно усилились, благодаря соединению своему с Немецким орденом. А в Швеции честолюбивый и властный Биргер успел завести прочные порядки; женился на сестре короля, твердо взял власть в свои руки и усиленно готовился к овладению всеми землями по Финскому побережью, которые искони принадлежали русским, или были под их влиянием.
Огромное войско, сбиравшееся в Швеции из знатных рыцарей, воинов и многочисленных искателей приключений, было готово в 1240 году для вторжения в наши пределы. Его вел сам ярл Биргер.
Но Господь явил в это грозное время свое заступничество Русской Земле и Святой Православной вере в лице нашего князя Александра, сына Ярослава Суздальского.
Ярл Биргер рассчитывал прежде всего напасть на Ладогу и Новгород. Остановившись при устье реки Ижоры, Биргер, не сомневаясь в своей победе, послал сказать Александру: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою Землю».
Александр решил идти на врага немедленно, не ожидая ни сбора Новгородцев, ни подкреплений от отца. Он правильно определил своим проникновенным взглядом, что только молниеносной быстротой и полной внезапностью можно победить огромное вражеское воинство.
Но при необыкновенной стремительности своего движения, Александр шел со всеми военными предосторожностями. За Шведами зорко следил некий Пелгусий, которому была поручена морская стража Финского побережья. Он был старшиной финского языческого племени Ижоры, но сам ревностно исповедовал Православие.
Когда Александр подходил к берегам Невы, то Пелгусий вышел ему навстречу. Он точно определил количество приплывших крестоносцев, а также места их станов и указал те пути, по которым к ним можно было подойти совершенно скрытно.
При этом Пелгусий рассказал Александру о чудном и страшном видении, которое он имел. «Всю ночь провел я без сна на берегу, наблюдая за врагами», — передавал он Александру. — «На восходе солнца я услышал на воде сильный шум и увидел ладью с гребцами. Посреди нее стояли в алых одеждах, святые мученики Борис и Глеб. И сказал Борис: «Брат Глеб! вели грести, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославовичу». Я стоял в трепете и ужасе, пока видение не исчезло из вида».
Сообщение Пелгусия было радостно встречено Александром. Приказав никому не говорить о виденном, он перешел реку Ижору и скрытно подошел к Шведскому стану.
Выстроив свое немногочисленное воинство, Александр смело ударил на врага, несясь впереди всех на своем борзом скакуне. Шведы были расположены совершенно беспечно, так как не могли иметь и мысли о возможности нападения Русских. Неожиданное появление наших воинов произвело в Шведском стане неописуемое смятение.
Часть крестоносцев в ужасе бросилась к своим судам, спасаясь от убийственных ударов Русских, но другие стали оказывать упорнейшее сопротивление. Жестокий бой кипел до ночи. Наконец, Господь даровал нам полную победу.
Потери наши были изумительно малы — всего с Ладожанами двадцать человек! Этим ничтожным потерям дивились даже и современники.
Темная ночь спасла остатки Шведов. Они не хотели ждать утра и поспешили уйти, нагрузив три корабля телами одних только убитых знатных воинов. Потери Шведов были так велики потому, что они не успели надеть свои доспехи, когда на них внезапно напал Александр.
За эту победу благодарное потомство дало князю наименование Невского.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема