Слово «Паракало» в переводе с греческого означает «пожалуйста». Писатель Александр Громов считает его не просто вежливым обращением, но необычным, наполненным глубоким смыслом призывом. С этого доброго слова, а не с более привычного для нас и немного тревожного «внимание!», в Греции начинаются объявления на вокзалах и в аэропортах. И не случайно именно так — «Паракало, или восемь дней на Афоне» Александр Громов назвал свою повесть, рассказывающую о поездке на Святую Гору.
Впрочем, свою ли?.. Писатель создаёт невероятную интригу, заявляя, что рукопись книги принесла ему как редактору незнакомая и немногословная пожилая женщина — оставила, ушла, и больше не приходила. И как ни пытался он вычислить автора, ничего не получалось... Правда это, или хорошо продуманный литературный ход — кто знает? С уверенностью можно сказать одно: кем бы ни была на самом деле написана книга, она захватывает читателя с первых же страниц.
Её простой, и, по мнению самого Александра Громова, даже несколько вольный язык — несомненно, стилистическая изюминка повести. «Паракало, или восемь дней на Афоне» — написанное от первого лица и рассказывает о том, как два приятеля — Александр и Алексей Иванович отправились однажды на Святую Гору. Люди отнюдь не святые, самые обычные, погрузились в незнакомую им, невероятную атмосферу Афона и почувствовали себя в другом мире.
Каждый из восьми дней пребывания героев на Святой Горе описывается в отдельной главе и все они наполнены событиями. Это и приезд в Пантелеимонов монастырь, и знакомство с улыбчивым монахом-экскурсоводом с античным именем Олимпий, который оказался бывшим советским физиком-ядерщиком. Это и описание Первой афонской ночной Литургии, во время которой героям казалось, что всё кругом наполнялось светом, хотя солнце ещё не показывалось из-за горизонта. Удивительное описание пеших походов по крутым Афонским тропам, монастырям Кутлумуш, Ватопед, скиту Ксилургу с его удивительными обитателями — старцем Николаем и отцом Мартинианом. И всюду — явственные знаки Божьего промысла, когда хочешь пойти в одном направлении, а получается совсем по-другому. Досадуешь на неудачу, а она вдруг оборачивается благом.
Возвратившись из поездки, герои делают вывод сформулированный одним из них так: «Я увидел, как надо жить. У меня будет то, к чему я буду тянуться. Сам, без Бога, я ничего не могу. И вот оттого, что я это понял, — счастлив!»
Ощущения счастья от понимания, что Бог есть и Он рядом, невольно передаётся и читателю. И мысленно просишь о том, чтобы эти Восемь дней на Афоне подольше не заканчивались, вежливо добавляя по-гречески: «паракало»!
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто люди идут к Богу, потому что, по их словам, Он им нужен. Но можно ли поставить вопрос иначе? Можно ли сказать, что люди нужны Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Чем отличается мировоззрение людей верующих и неверующих? Кто-нибудь может решить, что различия будут связаны с наукой, которой верующим сложнее заниматься, ведь они будто бы всё объясняют чудесами или чем-то подобным. На самом же деле верующие учёные точно так же, как неверующие, оперируют естественными законами. Другое дело, что они верят, что эти законы созданы разумным и любящим Творцом. Эта вера не влияет на конкретные исследования, т.к. Бог не является частью материального мира, но она помогает ощутить, что у мира есть родитель, любящий и заботливый. Что мы приведены в бытие не случайно. Это меняет очень многое, потому что в глубине души верующий человек оказывается способен доверять. Не столько миру, конечно же, сколько Богу.
Впрочем, не все религии позволяют посмотреть на мир именно так. Христиане Фессалоник отвратились от идолов, потому что язычество ничего подобного не предлагало. Вопрос: нужен ли ты богам, не как источник жертв, но как любимое чадо, оставался без ответа. И уж тем более было непонятно, на что способны боги, чтобы избавить тебя от зла и смерти. Судя по всему, иногда у бывших язычников возникали страхи, и они сомневались: действительно ли Единый Истинный Бог их любит, действительно ли они Ему нужны. Успокаивая и приободряя их, апостол Павел пишет, что Бог предназначил нам не гнев и наказание, но спасение через Христа. Любовь Творца так велика, что Он пошёл на крест, чтобы дать нам возможность жить вместе с Ним. Понимая, что превратности этой жизни нелегко переносить, апостол призывает учеников поддерживать и приободрять друг друга, доверяя руководителям общины и избегая распрей.
Читаешь всё это и диву даёшься, ведь ощущение, что Павел пишет не просто в город Филиппы, но пишет каждому из нас сегодня. Ведь и ныне, несмотря на всё развитие науки и техники, люди также чувствуют своё сиротство в мире. Иногда в порыве отчаяния они так и говорят друг другу или себе: никто в этом мире никому не нужен. Конечно, на то оно и отчаяние, чтобы человек в нём преувеличивал, но в то же время, в этом преувеличении приоткрывается вполне настоящий и подлинный страх одиночества, который нарастает в наших сердцах, сколько бы мессенджеров мы ни устанавливали на смартфоны, в каком количестве социальных сетей мы бы ни регистрировались... А всё потому, что человек отказался от главного — от веры, которая всему прочему может сообщить смысл, скрепив всё происходящее доверием Богу. Люди могут подвести, и из эгоизма и из страха смерти, ведь они всё время пытаются выживать за счёт друг друга. Но Бог не подведёт, и через все испытания, в конечном счёте приведёт нас к спасению. Нам остаётся только согласиться и пойти за Ним по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Новости возрождения храма в Крохино». Анор Тукаева
У нас в студии была директор фонда «Крохино» Анор Тукаева.
Разговор шел о сохранении храмов и исторического наследия в России и о том, как это может быть осуществлено силами даже нескольких человек на примере возрождения затопленного храма в Крохино.
Наша гостья рассказала, как продвигается восстановление храма, как вокруг этого места объединяются не только местные жители, но и люди из других регионов, а также о возникших в фонде «Крохино» проектах сохранения памяти об истории народных культурных и музыкальных традиций.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств на Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер