Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Александр Галич


Мне нравится название старинной, 1977 года, статьи литератора и филолога Андрея Синявского – «Театр Александра Галича». Она была написана в эмигрантском Париже, в год трагической кончины автора «Облаков», «Красного треугольника», «Баллады и прибавочной стоимости», «Когда я вернусь», «Песни об Отчем доме»… И – многих-многих других его чудесных песен: горько-обличительных, сатирических, смешных, песен-посвящений, песен-размышлений, песен-плачей.

За эту свою жизнь в искусстве он, казалось ещё вчера благополучшнейший драматург и сценарист, гуляка и аристократ, заплатил не только исключениями из профессиональных Союзов деятелей советской культуры. Заплатил инфарктами, эмиграцией, лишением гражданства, тоской по Отечеству.

Но и любовь слушателей он узнал при жизни.

Искусство авторской песни он поднял, я думаю, на небывалую высоту. В том числе – и духовную. «…Я не понимаю, – вспоминал Юрий Нагибин, – почему хорошие переделкинские люди смеялись над ним, когда на светлый Христов праздник он шел в церковь с белым чистым узелком в руке освятить кулич и пасху…». Конец цитаты. Чего же тут непонятного, хочется тихо воскликнуть из нашего сегодняшнего дня, чего? Святое крещение Александр Аркадьевич принял на закате своей официальной карьеры. В театрах ещё шли его пьесы.

В многожанровой песенной поэзии Галича мне очень дорога его лирическая нота.

…Вспоминая поэта Александра Галича, я закончу одним его печальным стихотворением, собственно, последним, – записанным как песня на Радио Свобода – в тот самый день, когда его неожиданно убил бытовой разряд электрического тока. Репетируя её перед микрофоном, и словно бы извиняясь перед своими слушателями по обе стороны границы, поэт оговорился: «…она, правда, не такая уж и весёлая, но что поделаешь: вы ведь и не так уж привыкли, чтобы я писал очень весёлые песни…» И обратите внимание, друзья, как тонко Галич работает с крылатым оборотом из ветхозаветной книги Экклезиаста –

За чужую печаль
И за чье-то незваное детство
Нам воздастся огнем и мечом
И позором вранья.
Возвращается боль,
Потому что ей некуда деться,
Возвращается вечером ветер
На круги своя.

Мы со сцены ушли,
Но еще продолжается действо,
Наши роли суфлер дочитает,
Ухмылку тая.
Возвращается вечером ветер
На круги своя…
Возвращается боль,
Потому что ей некуда деться.

Мы проспали беду,
Промотали чужое наследство,
Жизнь подходит к концу,
И опять начинается детство!
Пахнет мокрой травой
И махорочным дымом жилья…
Продолжается действо без нас,
Продолжается действо,
Возвращается боль,
Потому что ей некуда деться,
Возвращается вечером ветер
На круги своя.

Александр Галич, «Последняя песня». 1977-й год.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Вера Васильева и Владимир Ушаков

В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и…

28.04.2024

28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим

Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.

28.04.2024

28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья

Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье. О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.

28.04.2024

28 апреля. О нравственном служении медиков

Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи. О нравственном служении медиков, — протоиерей Игорь Филяновский.

28.04.2024

Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии

Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке.…

28.04.2024

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 247 зач., IV, 4-9. Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда…

28.04.2024

This website uses cookies.