
Александр Дюков.
Фото: https://bryansktoday.ru/
Начало августа 2015-ого года выдалось в Брянской области жарким. В свой выходной полицейский Александр Дюков вместе с друзьями отправился на водоём. Место там безлюдное и, если бы не Александр, тот день мог стать последним в жизни купавшихся в озере местных подростков.
Дюков уже собирался домой, когда к нему с криком: «Помогите, там мальчик тонет!» подбежал незнакомый ребёнок. Александр попросил друзей вызвать «скорую помощь», а сам ринулся на помощь. Всего пара минут ушла на то, чтобы спасти утопающего, но это был только первый подвиг Дюкова:
Александр Дюков:
«Не раздумывая, бросился в воду, вытащил мальчика. Он нахлебался воды, помог ему. И он, когда уже начал говорить, «Там, — говорит, — ещё девочка».
Как выяснилось позже, 14-летний Ярослав купался в озере со своей сверстницей Владой. Ребята заплыли далеко от берега и Ярослав начал тонуть. Влада пыталась спасти друга, но обессилев, и сама ушла под воду. Дюков нырял несколько раз прежде, чем нашёл девочку. Вытащил её на берег. Влада не дышала. Александр сделал ей искусственное дыхание и массаж сердца. Полицейскому казалось, что прошла целая вечность, прежде чем девочка, наконец, вернулась к жизни. Дюков усадил Владу и Ярослава в свою машину и вывез на дорогу, где встретил вызванную его друзьями «скорую помощь». Ребят увезли в больницу, откуда скоро выписали.
О подвиге Александра узнала вся Брянская область. Люди стали присылать ему письма. «От большой беды уберёг. Почёт и уважение. А спасённым и их родителям всю жизнь свечи за здравие своего спасителя ставить», «Настоящий герой своего времени. Дай, Бог, здоровья такому Человеку и долгих лет жизни», — писали неравнодушные люди.
Александр говорит, что спасти ребят ему помогло его хобби. Дюков увлекается подводной охотой, окончил курсы дайверов. Навыки по оказанию первой медицинской помощи получил там же. Герой очень доволен тем, что полученные знания пригодились ему в экстремальной ситуации. А Ярослав, который всегда будет помнить второе августа, ставшее его вторым днём рождения, своего спасителя поблагодарил публично:
Ярослав:
«Спасибо большое хотел ему сказать, за то, что спас и меня и позвал своих друзей, чтобы Владу спасли».
В программе использованы материалы новостного интернет-портала Брянск Today.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема