
У современного художника Семёна Кожина есть необычайно сильное и проникновенное историческое полотно, которое называется «М. М. Тучкова на Бородинском поле». М. М. — это Маргарита Михайловна, жена героя войны 1812 года генерала Александра Тучкова. Маргарита Михайловна вошла в историю как образец супружеской верности и преданности. И по сей день эта удивительная женщина вдохновляет художников, поэтов, писателей. Именно о ней — книга современного автора Александра Ананичева «Жена генерала. 1812».
Жизнь Маргариты Тучковой и вправду напоминает увлекательный и волнительный роман: любовь — одна и на всю жизнь; трагическая потеря любимого мужа; монашество, в котором женщина вновь обретает смысл и радость бытия. Автору книги удалось невероятно тонко прочувствовать и передать образ Маргариты Михайловны и сделать так, чтобы историко-биографическое повествование о ней стало по-настоящему художественным.
И оно притягивает с первой же страницы, когда главная героиня видит необыкновенный пророческий сон. И уже хочется, не отрываясь, прочитать всё сразу и до конца. И это вполне можно сделать, если в запасе есть свободный час. Захватывающее повествование книги «Жена генерала. 1812», иллюстрированное прекрасными рисунками, Александру Ананичеву удалось уместить в пятьдесят с небольшим страниц.
Такая лаконичность абсолютно не повлияла на насыщенность сюжета. В нём — масса неожиданных поворотов и обилие интереснейших деталей. С замиранием сердца ждёшь, как отреагирует главная героиня на письмо с признанием в любви, которое отправляет ей из армии будущий муж; с радостью читаешь о свадьбе Маргариты и Александра Тучкова; поражаешься храбрости и верности жены, отправившейся вместе с любимым супругом в шведский поход, переодевшись денщиком.
А когда после Бородинского сражения Маргарита Тучкова будет бродить по полю в поисках убитого мужа — именно этот сюжет отражён на упомянутом полотне художника Кожина — читателю, возможно, придётся сдерживать слёзы...
Александр Ананичев мастерски расставил акценты повествования — его книга побуждает не мечтать о любви, а утверждает — истинная любовь заложена Богом в каждого из нас. И она может стать такой же чистой и сильной, как любовь «Жены генерала».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема