У современного художника Семёна Кожина есть необычайно сильное и проникновенное историческое полотно, которое называется «М. М. Тучкова на Бородинском поле». М. М. — это Маргарита Михайловна, жена героя войны 1812 года генерала Александра Тучкова. Маргарита Михайловна вошла в историю как образец супружеской верности и преданности. И по сей день эта удивительная женщина вдохновляет художников, поэтов, писателей. Именно о ней — книга современного автора Александра Ананичева «Жена генерала. 1812».
Жизнь Маргариты Тучковой и вправду напоминает увлекательный и волнительный роман: любовь — одна и на всю жизнь; трагическая потеря любимого мужа; монашество, в котором женщина вновь обретает смысл и радость бытия. Автору книги удалось невероятно тонко прочувствовать и передать образ Маргариты Михайловны и сделать так, чтобы историко-биографическое повествование о ней стало по-настоящему художественным.
И оно притягивает с первой же страницы, когда главная героиня видит необыкновенный пророческий сон. И уже хочется, не отрываясь, прочитать всё сразу и до конца. И это вполне можно сделать, если в запасе есть свободный час. Захватывающее повествование книги «Жена генерала. 1812», иллюстрированное прекрасными рисунками, Александру Ананичеву удалось уместить в пятьдесят с небольшим страниц.
Такая лаконичность абсолютно не повлияла на насыщенность сюжета. В нём — масса неожиданных поворотов и обилие интереснейших деталей. С замиранием сердца ждёшь, как отреагирует главная героиня на письмо с признанием в любви, которое отправляет ей из армии будущий муж; с радостью читаешь о свадьбе Маргариты и Александра Тучкова; поражаешься храбрости и верности жены, отправившейся вместе с любимым супругом в шведский поход, переодевшись денщиком.
А когда после Бородинского сражения Маргарита Тучкова будет бродить по полю в поисках убитого мужа — именно этот сюжет отражён на упомянутом полотне художника Кожина — читателю, возможно, придётся сдерживать слёзы...
Александр Ананичев мастерски расставил акценты повествования — его книга побуждает не мечтать о любви, а утверждает — истинная любовь заложена Богом в каждого из нас. И она может стать такой же чистой и сильной, как любовь «Жены генерала».
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







